«Мужчина, как тряпка, полетел»: подробности взрыва на заправке в Новосибирске

21:32 20/06/2021

Страшное ЧП на этой неделе – взрыв на газовой заправке в Новосибирске. Он оказался такой силы, что ударной волной выбило стекла в соседних домах. А огненный столб был виден из любой точки города. Детали происшествия – у корреспондента телеканала «МИР 24» Анны Бажайкиной.

Те, кто был на улице, в первые минуты не понимали, почему дрожит земля, куда бежать и рванет ли еще.

«Это самолет упал?»

Через три с половиной минуты – второй мощный взрыв. Пламя вырвалось на высоту 45-этажного дома. Жаром обдало даже тех, кто наблюдал издалека, – сквозь закрытые окна.

Огромную цистерну взрывная волна отбросила почти на 400 метров. Она отлетела на соседнюю улицу. Чудом не попала в жилой дом и не задела другую заправку. Эпицентр взрыва – газовая заправка. Рядом – многоэтажки, склады, станции техобслуживания и Гусинобродское шоссе – выезд из города. Здесь всегда плотное движение и много прохожих.

«Я видел, как мужика отбросило на трамвайные пути. Я думал, это тряпка полетела, а это – он на трамвайные пути. Он не мог встать – наверное, ребра поломаны. Когда огненный шар был, на мне были брюки... Я переоделся потом и увидел, что брюки поплавились».

Михаил попал в самое пекло. Работал на складе металлолома по соседству с заправкой.

«Воздух горел, земля горела. Бежать некуда, к земле прибило всех. Потом через дорогу перебежал – второй взрыв, также бежать некуда», – вспоминает Михаил.

В больницы в тот день увезли 33 человека. Среди них и дети. Шесть человек до сих пор в реанимации в тяжелом состоянии. У них ожоговый шок.

«Процент ожога после первой перевязки 40 процентов мы видели. Отравления угарным газом нет, потому что это обычно в закрытых помещениях. Здесь термоингаляционный ожог у одного пациента есть. Ожог верхних дыхательных путей», – рассказывает главный врач Новосибирской областной больницы Анатолий Юданов.

Пожарные боролись с огнем семь часов. Пламя охватило полторы тысячи квадратных метров. Два спасателя получили сильные ожоги.

«Разведка направилась в магазин, чтобы эвакуировать – в это время произошел хлопок», – отмечает начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по Новосибирской области Дмитрий Ярцев.

В реанимации и водитель газовоза. Машина приехала на станцию примерно в пять вечера. Когда начали сливать топливо, загорелась емкость. Тут же пламя перекинулось на стационарные цистерны. Водитель, заправщик и девушка-кассир успели недалеко отбежать от эпицентра.

Почему вспыхнула емкость с пропаном, сейчас выясняют следователи. Предварительных версий несколько. Одна из них – газовоз перед сливом топлива не заземлили.

«Вы часто видите: едет бензвоз, за ним висит цепь, которая за ним волочится. Подъезжая к заправке, он должен подключится к пункту заземления, чтобы статическое электричество уходило в землю, а не находилось на машине», – поясняет вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

Еще одна версия – неисправность оборудования. На следующий день после взрыва задержали главного инженера заправки. Его отправили под домашний арест. Владельца станции Романа Гармидера арестовали на два месяца. Его обвиняют в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах. Грозит до шести лет тюрьмы. Вину мужчина не признал.

«Трудно признать вину, когда ты не понимаешь, в чем ты виноват. Там не было предъявлено, из-за чего произошел взрыв», – говорит адвокат Павел Лузан.

Официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль в своем Telegram-канале сообщил, нарушения в работе газовой заправки очевидны:

«Новосибирская заправка была зарегистрирована собственником как объект IV класса опасности, что исключает плановые проверки и необходимость получения лицензии. По документам на взорвавшейся АГЗС якобы была всего одна емкость объемом 4,9 тонны, на деле – эксплуатировались сразу четыре».

Когда грянул взрыв, в городе начали проверять другие заправки. Их в Новосибирске немало. Газ – популярное топливо, дешевле бензина почти в два раза. На пяти объектах нашли нарушения.

На следующее утро, пока пожарные разбирали завалы, к месту взрыва пришли владельцы складов и станций техобсуживания. Им теперь и волдыри залечивать, и бизнес возрождать.