Есть поэты, чьи стихи узнаешь по первым строчкам. А есть композиторы, которые с первыми звуками произведений словно распахивают окно в огромную жизнь, полную запахов, звуков, тревог, радости и любви. Именно таков композитор Микаэл Таривердиев, создавший музыку к десяткам отечественных кинолент, включая «Иронию судьбы, или С легким паром!» и «Семнадцать мгновений весны».
15 августа этому выдающемуся мастеру, умевшему средствами музыки создавать целые вселенные, исполнилось бы 90 лет. В честь дня рождения композитора рассказываем о его жизни, творчестве и увлечениях.
От бокса до виндсерфинга
Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Грузии, в городе Тифлисе (сейчас Тбилиси) в армяно-грузинской семье. Мама Сато происходила из знатного рода, однако увлеклась большевистскими идеями. С будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась во время Гражданской войны, когда тот участвовал в освобождении Тифлиса от меньшевиков.
Микаэл был единственным ребенком в семье, и родители в нем души не чаяли. Увлечение музыкой, как впоследствии рассказывал сам композитор, началось с соседского рояля. Мальчику так нравилось перебирать черно-белые клавиши, что он стал захаживать к соседям постоянно. И родителям пришлось купить собственный музыкальный инструмент. Тем более что мама была уверена, что музыкальное образование – это необходимый минимум для ее сына.
Однако отец, который был директором Государственного банка, в 1939 году был репрессирован, а освобожден только после смерти Сталина. Так что маме пришлось воспитывать мальчика одной.
В шесть лет Микаэл пошел в музыкальную школу при Тбилисской консерватории, в восемь – стал писать камерную музыку, а в десять – уже замахнулся на сочинение симфонии.
Однако это совсем не значит, что все его детство было посвящено только музыке. Еще в дошкольном возрасте мальчик был принят сразу в несколько спортивных кружков, которых в то время создавалось множество. Он занимался конным спортом, боксом, плаванием. А какое-то время даже был членом сборной республики по плаванию на дальние дистанции.
Может быть поэтому всю свою жизнь композитор был очень спортивным, активным человеком: занимался велоспортом, водными лыжами, авторалли, потом увлекся виндсерфингом, был даже кандидатом в мастера по этому виду спорта. И всю жизнь фотографировал. Жена композитора Вера Таривердиева рассказывала, что он никуда не ездил без фотоаппарата и подзорной трубы. Его интересовала жизнь в самых разных ее проявлениях.
Первый триумф и роскошная шляпа
В 16 лет будущий музыкант поступил в музыкальное училище, где ему посчастливилось попасть к известного педагогу Шалве Мшвелидзе. Это было время первого признания и первого настоящего успеха. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета, послушав произведения талантливого юноши, сделал ему просто фантастическое предложение: написать два одноактных балета. И Таривердиев справился с этим заданием блестяще. Оба балета были поставлены на сцене и входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Свой первый гонорар юный Таривердиев потратил на роскошную шляпу.
И в молодости, и потом, в зрелом возрасте он был невероятно элегантен и стилен. Он любил красивые вещи, умел их носить, и уже тогда, в юности проявлял эту страсть. Это было так созвучно солнечной, веселой, немного легкомысленной и очень артистичной атмосфере его родного Тбилиси.
После окончания музыкального училища молодой композитор по настоянию матери поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился недолго – всего полтора года. За это время он успел неплохо изучить армянский язык и увлекся племянницей знаменитого композитора Арама Хачатуряна, который в то время уже жил и работал в Москве. Однако роман скоро окончился, учеба не задалась, и Таривердиев решил перебраться в Москву, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных.
Экзамен у него принимал как раз дядя его несостоявшейся невесты. Однако Арам Хачатурян оценил бесспорный талант юноши. Впоследствии знаменитый композитор рассказывал, что молодой Таривердиев «въехал в институт на белом коне» – с шестью романсами и со сборником фортепьянных пьес, которые приемная комиссия приняла на ура.
Почему именно кинематограф?
После окончания класса композиции Хачатуряна в июне 1957 года в Большом зале Московской консерватории состоялся его большой дебют в качестве композитора
Сейчас уже мало кто помнит, что Микаэл Таривердиев – автор четырех опер и четырех балетов, трех концертов для органа, десяти хоралов и большого количества камерных вокальных циклов. Главной в его биографии стала музыка к кинофильмам. Именно она любима миллионами! Как же получилось, что композитор стал писать музыку для кино?
Дело в том, что еще во время учебы юноша успел сняться в кинофильме «Юность наших отцов» (ему досталась эпизодическая роль). Молодой Таривердиев был просто очарован съемочным процессом и сразу загорелся идеей средствами музыки донести до зрителя гораздо больше чувств, эмоций, смыслов, чем несет в себе изначальный видеоряд.
Эта его способность создавать полифонический текст, вскрывая и обогащая внутренний смысл кадров, стала просто находкой для кинематографа. В конце 50-ых и в 60-ых годах прошлого века он написал музыку к кинофильмам «За бортом», «Человек идет за солнцем», «Мой младший брат», «До свидания, мальчики», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Саша-Сашенька».
Таривердиев говорил: «Я убежден, если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино». Ведь в ХХ веке именно кинематограф дал возможность обратиться к огромному количеству людей, вступить в диалог с ними. А ведь главное назначение искусства, по мнению Таривердиева, и состоит именно в диалоге, в поиске ответов на вопросы человеческого существования, работе души.
Экранизация жизни и музыка как главный киногерой
В середине 60-ых у Микаэла Таривердиева начался страстный роман с актрисой Людмилой Максаковой, молодой примой и первой красавицей вахтанговской сцены. Таривердиев был обеспечен, удачлив, умел ухаживать. Их роман длился три года и был прерван трагедией. История эта неожиданно для обоих даже оказалась экранизирована.
Впоследствии ее излагали по-разному. По одной из версий, пара ехала ночью по Ленинградке, за рулем «Волги» была Людмила. И вдруг из-за кустов на дорогу выпал пьяный – прямо под колеса. Таривердиев тут же пересел за руль, взял вину на себя и получил два года. Но в тюрьме так и не был, поскольку ровно два года и шло следствие. А через несколько лет он попал на премьеру «Вокзала для двоих», где была отыграна эта история.
Максакова много позже рассказывала другую версию: за рулем, по ее словам, был все же Таривердиев. Стороны сходятся лишь в том, что трагедия эта разом положила конец их романтическим отношениям.
Еще до этих грустных событий композитор открыл себя в новом амплуа, которое он назвал «третьим направлением» и которое было весьма созвучно зарождавшемуся в то время жанру авторской песни: композитор пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появились музыкальные произведения на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.
В конце 60-ых и начале 70-ых эти эксперименты продолжились, а еще Микаэл Таривердиев начал работать с исполнителями эстрадной музыки. Он работал в Еленой Камбуровой, помог создать трио «Меридиан», а юная Алла Пугачева исполнила написанные композитором песни к кинофильму «Король-Олень».
К тому моменту, когда режиссер Татьяна Лиознова предложила композитору написать музыку для фильма «Семнадцать мгновений весны», он уже несколько раз работал с жанром «шпионской драмы», написав музыкальные темы для киноцикла «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Земля, до востребования».
К предложению Татьяны Лиозновой Микаэл Таривердиев сначала отнесся прохладно. Однако, ознакомившись со сценарием, согласился. Сегодня представить фильм «Семнадцать мгновений весны» без темы Таривердиева просто невозможно.
О том, насколько важной считала музыку композитора сама режиссер, можно судить по эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится целых восемь минут, в течение которых все оттенки чувств передаются исключительно средствами музыки.
А в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» музыка Таривердиева и вовсе по праву может считаться одним из главных героев, так много эмоций и чувств она передает.
В 1977 году его творчество было отмечено Государственной премией СССР за тему к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!», а всего через год Таривердиев стал лауреатом премии Американской академии музыки за сюиту к кинофильму «Ольга Сергеевна».
Всего за свою карьеру композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, а также более чем к 30 спектаклям Театра на Таганке, Современника, Ленкома, Театра имени Моссовета и Театра имени Ермоловой. Таривердиев 18 раз номинировался на получение международных премий, в том числе получал премию «Ника» в 1990, 1993 и 1996 годах. В 2002 году он даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого количества премий за музыку,
И тем не менее написанная Таривердиевым книга, которая называется «Я просто живу», заканчивается словами: «Музыка – одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел. Еще есть рассвет, еще есть ночь, еще есть море, есть океан, есть водные лыжи, есть многое, что мне очень интересно. Еще – есть моя любовь. И музыка – один из аспектов моей жизни». Это финал книги, это мироощущение композитора, и это его музыка, в которой есть все, что он перечислил.
Читайте также: