Новый год – такой праздник, который нельзя отменить. Впрочем, как и юбилейные даты. На этой неделе все Содружество отмечало столетие великого Юрия Никулина. Его нет с нами вот уже 20 с лишним лет, но все мы помним и любим фильмы, в которых он снимался, передает «МИР 24».
Классика новогодней телепрограммы. Троица за самогоноварением. Вицин рассказал Гайдаю, что видел в цирке на Цветном клоуна, внешне, цитата, «напоминающего глисту». Режиссер был заинтригован такой метафорой. На первых же пробах удивился. «Никулин – вылитый Балбес!».
Герои Никулина почти всегда немного чудаковаты. В его персонажах всегда объединялось и комедия, и драма.
Балагур с детства, он сразу после школы попал в армию. Служба растянулась на семь лет. Сначала артиллеристом в Советско-финской войне. Потом Великая Отечественная. Ходил в разведку, чуть не умер от обморожения, был контужен.
За доблестную службу Никулин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В воспоминаниях писал: «Я не отношусь к храбрым людям. На войне было страшно». Поэтому в картине Бондарчука «Они сражались за родину» играл самого себя. В атаку бежал как там на фронте. С закрытыми глазами. Он не любил рассказывать о войне. Рассказывал только о том, как спасал смех.
Когда ему предложили роль в фильме «Двадцать дней без войны» Никулин отказывался. Не хотел проживать войну, даже когда это съемочная площадка. Противились и чиновники «Ленфильма». Считали, слишком возрастной. Настоял Константин Симонов, чья повесть легла в основу. Бытовые условия на съемках были ужасные – чтобы лучше передать военный быт, а Никулин не унывал. Шутил.
Никулин ответил тогда Людмиле Гурченко – «А у меня и ноги сильные». Вся группа хохотала без остановки. И юмор помогал Никулину всегда.
«Это было пожелание ко всем наполовину шутливое наполовину серьезное, что даже при маленькой улыбке в организме дохнет один микроб», – рассказал сын Ю.В. Никулина, директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
Домой с войны Юрий Никулин вернулся только в 46-м. Сохранил юношеский задор и хотел сниматься в комедиях. Во ВГИКе и ГИТИСе актерского таланта не разглядели. Поступил в студию клоунады в цирке на Цветном. Начинал работать вместе с популярным тогда клоуном Карандашом, смешил публику в паре с Михаилом Шуйдиным.
Перед выступлением обязательно анекдоты или смешные истории, чтобы на арену выходили в хорошем настроении. Это до сих пор в деталях помнит Кадырбек Таджиев. Его труппу Никулин пригласил на первые для них зарубежные гастроли.
«Там, где занавес, я столкнулся с Никулиным. Говорю: «Ассалам алейкум, Юрий Владимирович». Он говорит: «Салам. Куда ты бежишь?» Я говорю: «Телеграмму получил, для нас это счастье, первый раз за границу», – рассказал художественный руководитель Национального цирка Кыргызстана Кадырбек Таджиев.
В сентябре 1968-го поздороваться или просто посмотреть на Никулина пришли сотни бакинцев к съемочной площадке, где снимали «Бриллиантовую руку». Фикрет Алекперов был тогда художником-постановщиком.
«Шесть утра, но людей было полно. Был ажиотаж. Когда Гайдай на Никулина что-то не то говорил, был ропот по толпе: «Ты кто такой, чтобы вот так говорить?», – рассказал художник-постановщик Фикрет Алекперов.
Стоило артисту попросить чай или перекусить, местные тут же приносили фрукты, овощи, шашлык на всю съемочную группу. Никулин нередко пользовался своей популярностью, чтобы помогать всем, кто обращался. Достаточно было одного звонка от Никулина – и артисту проводили домашний телефон, уборщице давали квартиру. Только себе Никулин не просил ничего.
«Он когда в отпуск уходил, говорил: «Зачем куда-то ехать, я на дачу в Валентиновку». Через три дня ему уже было скучно, некомфортно, он брал книжку и начинал звонить всем подряд, ему нужно было общение, он без этого жить не мог», – рассказал сын Ю.В. Никулина, директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
Когда возглавил цирк на Цветном, здание уже рушилось. Коллеги Никулина два года безуспешно ходили по кабинетам чиновников. Он добился, и деньги на строительство выделили. Здание построили практически с нуля, но исторический фасад сохранили. Все, как хотел Никулин. Последние 20 лет перед главным входом он приглашает прохожих присесть в его бронзовый кабриолет, потереть нос и огромный ботинок великого клоуна на счастье.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе