Во все времена православные верующие освящали свое жилище. Да и сейчас даже те, кто не ходит в церковь, но все же считает себя православным, чтят этот обычай и непременно приглашают священника, чтобы он освятил новую квартиру, машину и даже офис. Зачем это делается и как к этому подготовиться, рассказал в интервью корреспонденту Mir24.tv старший преподаватель Свято-Филаретовского православного института Владимир Якунцев.
– Владимир Иванович, в чем смысл освящения, как оно происходит?
Владимир Якунцев: Освятить какую-то вещь – это значит раскрыть ее смысл и призвание, волю Божью об этой вещи, ее предназначение перед лицом Божьим. Поэтому в церкви освящается даже время – есть богослужения времени: утреня, вечерня, часы. Освящается и пространство – то есть какое-то место или дом могут быть освящены.
Конечно, существуют особые молитвенные чины для освящения мест, предметов или действий: дома, автомобиля, земли, путешествия, работы, трапезы. Для освящения дома используется святая вода, которой с молитвой окропляют стены жилища.
– Что должны делать хозяева квартиры, как им подготовиться?
В.Я.: Они прежде всего должны подумать над смыслом и углубиться в предназначение того предмета, который они хотят освятить. Они должны решиться на то, чтобы после освящения этот предмет использовался в соответствии с его призванием и тем смыслом, который от Бога. Если это дом, значит он должен стать по-христиански гостеприимным. Причем не только для своих. Если автомобиль – это значит, что он будет использоваться в соответствии с волей Божьей. Освятить – это то же, что посвятить Богу, сделать имуществом Бога. Если это потом взяли и использовали так, что это будет Богу неприятно, мерзостью пред Богом, то освященное перестанет быть таковым и обратится в нечистое.
Понятно, что в каком-то смысле все принадлежит Богу. Но все не так просто. Человек-то часто живет, присваивая все себе. И освятить что-либо – значит передать это как дар Богу, возвратить Ему и пользоваться этим в соответствии с тем, как хочет Господь.
– Нужно ли всех членов семьи собрать на освящение и что делать, если не все верующие?
В.Я.: Что делать, если не все в доме верующие – непростой вопрос. Наверное, стоит узнать, а хотят ли те, кто живет в этом доме, чтобы он был освящен. Согласны ли они на какие-то границы, которые возникнут в связи с освящением: что в этом доме уже нельзя держать ничего ворованного, невозможно произносить дурные слова, не могут жить мужчина и женщина, имея брачные отношения и не будучи при этом мужем и женой – и так далее.
– Чего следует ждать от освящения, а чего ждать не нужно?
В.Я.: Не нужно ждать, что из освященного дома уйдут какие-то болезни, житейские треволнения, трудности. Освящение своего жизненного пространства – это обретение крепости жизни, возможность больше опираться на Бога, но и позволить Ему на тебя опереться. В доме, где стараются жить по воле Божьей, будет больше открытости, правды, возможностей для глубокого общения.
– Следует ли переосвящать квартиру, если это уже когда-то делалось и в каком случае?
В.Я.: Это можно и следует сделать, если квартира была осквернена – прежде всего, если в ней был совершен тяжкий грех. Это человеку подскажет совесть.
– Что делать, если в доме курят? Совместимо ли это с освящением и как быть?
В.Я.: Здесь нет каких-то готовых инструкций. Но я бы не курил в освященном доме. Все-таки курение связано с сознательным причинением вреда своему здоровью, то есть это грех, по сути близкий к самоубийству.
– Как относиться к суевериям, связанным с освящением квартиры? Часто священник обнаруживает, что в доме, который он освящает, нет икон, но есть домовенок на фоне подковки. Ну, или набор восточной оккультной тематики. Как он поступает в этом случае?
В.Я. : Зависит от священника, они ведь разные бывают и по-разному относятся к своему делу. Для кого-то это просто работа, а кто-то ставит перед собой цель помогать людям приблизиться к Богу, обрести веру. В первом случае у священника никаких проблем с домовенком не будет: просто освятил – и все. А в другом – он зацепится за то, что увидит в доме, и скажет: «Давайте сначала побеседуем, разберемся, что к чему, и тогда примем решение, будем ли освящать этот дом».