На сцене Российского академического Молодежного театра в рамках XXI Летних балетных сезонов Русский Классический Театр Балета под руководством В. Грищенко представил одно из самых ярких произведений по мотивам одноименного романа Мигеля Сервантеса. Мировая премьера состоялась в 1869 году. Композитор – Людвиг Минкус, либретто Мариуса Петипа. Однако не стоит сравнивать балет с книгой. За основу взята лишь небольшая часть литературного произведения, а сам Дон Кихот выполняет роль второстепенную.
Заглавный персонаж получился весьма интересным и немного странноватым, но весьма благородным и добродушным. Начитавшись романов о рыцарях, он отправляется странствовать, чтобы прославить имя своей избранницы Дульсинеи. С собой в качестве оруженосца берет Санчо Панса, который вовсе не склонен к подвигам и мечтам.
Мы видим, как дочь Лоренцо на площади кокетничает с цирюльником Базилем. Но отец не намерен выдавать свою красавицу за бедняка и прогоняет юношу, надеясь, что избранником станет богатый дворянин Гамаш. И эта сцена уже чем-то напоминает мыльные оперы, но сделана она с юмором, пожалуй, здесь даже можно говорить о небольшом гротеске, что, кажется, не очень-то свойственно балету, это, скорее, прерогатива драматических театров. Однако от этого данная постановка только выигрывает. А появление уличной танцовщицы вновь погружает зрителя в мир танца.
Особо хочется отметить эффектный выход (а точнее сказать – выезд) Дон Кихота. В либретто указано, что его появление вызывает общее удивление на площади. Честно говоря, не меньше удивляется и зритель, ибо не часто приходится видеть живого коня с ослом на сцене, когда речь идет не о цирке. Особенно очаровательным получился Санчо Панса – неуклюжий, но в то же время невероятно обаятельный.
Китри Дон Кихот принимает за свою возлюбленную Дульсинею. Засыпает. А проснувшись, видит цыганку. Невероятно яркий танец, кажется, отражает весь пыл и накал эмоций, который творится в душе каждого героя. Но в итоге благородный рыцарь помогает влюбленным соединить свои сердца.
Стоит отметить, что в этом балете нет сложной драматургии, впрочем, как и в самом романе Сервантеса. А вот хореография, напротив, надолго запоминается. Здесь все подчинено эмоциям: бурное веселье, яркие цыганские и испанские танцы, великолепные костюмы, хороший юмор, и да – конь с ослом, абсолютно настоящие, тоже создают особый колорит.
Что касается музыки, то она здесь отличается от других постановок своей простотой. Минкус стремился воссоздать атмосферу испанского колорита. Кстати, именно после «Дон Кихота» он получил предложение занять должность композитора в дирекции императорских театров.
И не случайно этот балет считается одним из самых темпераментных, ведь таков нрав и самих испанцев. Теряя порой сюжетную линию, зритель часто увлекается именно внешней красотой эмоционально насыщенных танцев. Кстати, у некоторых артистов, даже солирующих, вместо пуантов можно заметить туфли. Это связано с тем, что некоторые характерные танцы имитируют испанские танцевальные стили. А это, в свою очередь, еще больше наполняет сидящих в зале характерными эмоциями и позволяет еще больше погрузиться не столько в историю, сколько именно в атмосферу.
Не стоит искать здесь персонажей с глубокой психологией, нет и четко выстроенной драматургии. Это просто очень красиво и эмоционально. Постановка смотрится на одном дыхании. Два акта пролетают мгновенно. А вот впечатления и невероятная «картинка» в памяти остаются надолго…
Фото предоставлены пресс-службой РАМТ
Подробнее в сюжете: Театр
- Иммерсивный спектакль по мотивам пушкинского «Моцарта и Сальери» показали в Русском доме Еревана
- Новая «Снегурочка» в Большом театре: чем удивит зрителей хореографическая сказка от балета «Кострома»?
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями