Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

16:59 20/09/2022
Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников
ФОТО : МТРК «Мир»

Дмитрий Ким и Яна Олейник – супруги из Сибири. Три месяца назад они переехали в Ленинградскую область, чтобы быть в ответе за тех, кого приручили другие.

Анестезиолог готовит наркоз, хирург – инструменты. Ассистенты устанавливают кушетку, подключают приборы и кислородный баллон. Все в сосредоточенной тишине и… тесноте. Операционную разворачивают прямо на кухне небольшого домика в лесу. Пациент тоже необычный. Ветеринары из Московского Госпиталя Дикой Природы специально приехали в Ленинградскую область, чтобы помочь пуме Асти.

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

«У нее было очень трудное детство, – рассказывает ветеринарный врач Госпиталя Дикой Природы Сергей Гершов. – Если говорить простым языком, у нее что-то похожее на рахит, очень хрупкие кости. Они в нескольких местах поломались еще в детстве. Ей ставили разные металлические конструкции, и сейчас одна из них – штифт – мигрировала прямо в плечелопаточный сустав. Это причиняет Асти постоянную боль, она все время хромает. Так что наша задача этот штифт извлечь».

Пума стала жертвой моды на экзотических питомцев. Бывший хозяин дикую кошку завел, а вот содержать не смог. Два месяца назад позвонил в хоспис «Дом тигра» и попросил владельцев забрать животное.

Операция длилась три часа. Теперь хищница сможет ходить без боли.

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

За 5 лет работы через хоспис прошло более 30 искалеченных животных. Одних эксплуатировали в фотостудиях и на съемочных площадках, другие «служили» развлечением в контактных зоопарках, третьи, как Асти, жили у частников. Всем требовалось не только лечение, но и простой отдых.

Основатели приюта «Дом тигра» – Дмитрий Ким и Яна Олейник – семья из Новосибирска. Еще в 2016-м году работали в местном цирке. Он был акробатом, она – ветеринаром. Даже не думали, что ради хищников им придется бросить все и переехать в Ленинградскую область.

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

Во время гастролей по Северному Кавказу к супругам обратились владельцы передвижного зоопарка – предложили выкупить двух тигрят. Из-за плохого ухода и отсутствия качественной медицинской помощи животные погибали. Яна поехала осмотреть хищников.

«Один был абсолютно лысый, безносый, – вспоминает девушка. – Это был умирающий котенок».

«Времени думать не было, – продолжает Дмитрий. – Тигрята были на крайней стадии. Чтобы их выкупить, мы сдали машину в ломбард».

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

Денег хватило только на одного хищника, его согласились продать за 320 тысяч рублей. Второго супруги просили отдать в рассрочку, но владельцы отказались.

«Через неделю нам перезвонили из передвижного зоопарка, – говорит Дмитрий, – сказали, что согласны на рассрочку, но пока мы ехали, тигренок умер».

Сегодня первого подопечного приюта малышом уже не назовешь. Шестилетний Астан весит около трехсот килограммов. О страшном прошлом напоминает только шрам на носу.

«Когда мы его выкупили и выходили, встал вопрос, где его содержать, – рассказывает Дмитрий Ким. – Думали, куда-нибудь пристроим, но оказалось, из-за того, что у него некрасивый нос, крупные зоопарки его не готовы принять. А другие нам внешне не нравились. И мы поняли, что в нашей стране есть проблема: некуда таких животных девать».

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

В природе им тоже нет места. Хищники, которые оказываются в хосписе, в лесу никогда не жили и запросто могут там погибнуть. А, во-вторых, дикие кошки здесь гибридные – смесь разных подвидов.

«Такие животные, как у нас, не могут быть возвращены в природу, – объясняет Дмитрий. – Даже если допустить, что они приживутся, впоследствии мы потеряем или подпортим какой-то генофонд. А такого нельзя делать, это экологическое преступление».

«Мы полностью окунулись в проблемы этих хищников, – продолжает Яна. – Первым рычагом стала жалость, и мы начали поэтапно идти к созданию хосписа».

Супруги продали две квартиры и стали искать место, где могут построить приют. Уезжать из Новосибирской области не планировали, и сначала взяли участок в аренду.

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

«Но мы хотели, чтобы земля была именно в собственности и именно с лесом, – говорит Дмитрий. – Оказалось, что найти такую в Сибири практически невозможно».

Еще одна причина для переезда – отсутствие квалифицированной ветеринарной помощи. К хищникам регулярно приглашали врачей из Московского Госпиталя Дикой Природы. На дорогу до Новосибирска уходило около четырех дней на поезде, потому что на самолете нельзя перевозить, например, аппараты для рентгена и УЗИ.

«В Ленинградской области сложились все факторы, – продолжает Дмитрий. – Здесь Госпиталь Дикой Природы может приехать в течение 7-9 часов на своей машине. Здесь есть МРТ и КТ в городе. Это круглосуточные клиники, здесь можно быстро посмотреть животное, а рентгена и УЗИ не хватает. Здесь есть замечательная Государственная ветеринарная служба. Я могу в любой момент позвонить, и нам всегда придут навстречу. А в Новосибирске все было из-под палки, нам там дали понять, что мы в Новосибирске не нужны».

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

Земельный участок с лесом Дмитрий и Яна нашли недалеко от Выборга. Купили и в начале лета переехали вместе с подопечными. До сих пор семья живет в трейлере. Рядом есть небольшой домик с душем и кухней. Для хищников – пространства больше. У них просторные вольеры и небольшие пристройки с кондиционерами и обогревателями.

В планах у семьи сделать вольеры еще больше, чтобы на территории были и деревья, и водоемы. Но для многих животных и то, что есть сейчас – уже много. Например, леопард Герд почти всю жизнь прожил в маленькой будке, по-другому не назовешь. Его выпускали только на время фото- и видеосъемки – след от ошейника не проходит уже два года.

«Ему 19 лет, по человеческим меркам это столетний старик, – говорит Яна, нежно гладя Леопарда. – Но когда он к нам приехал, он не понимал, что можно вытянуться и поточить когти, он не бегал, не прыгал. Он не понимал, что существуют свободные движения сами по себе».

Сейчас в хосписе живут 6 тигров, 2 пумы, 2 леопарда и рысь. Одни приехали без ушей, другие с деформацией лап, третьи с переломами, и все – с психологическими травмами.

Дмитрий и Яна настаивают, их приют – это не самопожертвование. Они получают удовольствие, когда помогают животным.

Хоспис для диких кошек: как семья из Новосибирска спасает хищников

«Когда Леопард к нам приехал, у него сильно болели зубы и он не мог из-за этого спать, – вспоминает Яна. – Герду сделали две операции, и потом мы заметили, что он развалился на спине, как старый дед, и уснул. Вот на это смотришь, как животное преображается, и это лучше любой квартиры, любой машины».

Некоторых хищников супруги пристраивают в проверенные зоопарки России. Других оставляют у себя. Чтобы обеспечить животных, Яна продолжает работать ветеринаром. Дмитрий собственноручно «варит» вольеры и успевает работать удаленно. Кроме этого супруги ведут странички в социальных сетях, где рассказывают подписчикам о питомцах.

Семья редко пускает журналистов на территорию хосписа. А приглашать к себе посетителей и делать из приюта зоопарк не планирует вовсе. Говорят, в «Доме тигра» хищники лечатся и отдыхают. И в первую очередь, от людей.