Хан Кенесары: 220 лет выдающемуся сыну казахского народа

17:43 21/11/2022
Хан Кенесары: 220 лет выдающемуся сыну казахского народа
ФОТО : МТРК «Мир»

Великий воин, предводитель национально-освободительного восстания, одна из самых загадочных личностей истории Казахстана XIX столетия. В этом году отмечается 220-летие Кенесары Касымова.

Кровный чингизид, сын султана Касыма, внук Абылай хана. Он родился в 1802 году на кокшетауской земле, в урочище Бурабай. По преданию, был слабым и болезненным. Якобы повитухи пророчили ему скорую гибель, но младенец хватался за жизнь и не думал умирать. Потому его и назвали Кенесары, что в переводе с казахского означает «желтый клещ».

Доподлинно не известно, как выглядел султан, но историки утверждают, что у него были типично монгольские черты, свойственные всем чингизидам. Кенесары внешне походил на отца Касыма: среднего роста, с мощной шеей, с искрометными глазами. Так описывается внешность будущего предводителя: «Кенехан был сухощав, среднего роста, с толстой шеей. У него было смуглое живое лицо, сверкающие орлиные красноватые глаза и раздувающиеся ноздри. Небольшие усы и густая заостренная клином бородка желто-бурого цвета. Он говорил мало и держался сурово и спокойно, с большим благородством. На голове он носил окаймленный кундузом небольшой меховой тумак. Поверх одежды был наброшен серый чекмень, вышитый из верблюжьей шерсти, а под ним он надевал шубу на меху выдры. Рубаха и штаны были у него белые домотканые».

Ученый Эдиге Валиханов отмечает, что в степи встречалось немало очень энергичных людей с горячим непоседливым характером, живым восприятием жизни. И у Кенесары Касымова возобладала самая сложная и четкая черта характера – его страстность, направленная на высшую идею, идею создания своего государства. «Именно эта идея двигала им на протяжении всей его жизни. Так уж повелось, что общий интерес к личности Кенесары был выражен в описании его воинских подвигов, его умении держать на высоте воинское искусство. По-видимому, завороженность документальными источниками не позволила высветить эту черту его устремлений, его главную идею. Идея отражала важнейшее состояние его могучего духа и воли. Эта идея двигала им на протяжении более 20 лет, с того времени, когда он вошел в самостоятельную жизнь», – утверждает историк.

Юный чингизид, как и остальные дети казахской аристократии, получил настоящее степное образование: с самого детства он постигал азы военного искусства и управления народом. Уже в юные годы, несмотря на холодность и молчаливость, Кенесары отличался лидерскими способностями и снискал себе уважение степной аристократии.

Кстати, к ханским детям и внукам предъявлялись особые требования по части учебы. Считалось, что человек, претендующий на власть, кроме всего должен знать еще семь языков. Не только ради их изучения, но и для приобретения многих светских знаний в ханских семьях функционировала традиционная система обучения. Для обучения детей приглашались образованные учителя из Бухары, Ташкента. Известно, что, как и прочие дети ханского рода, Кенесары учился тюркской и арабской грамоте, иностранным языкам. Он умел читать и писать по-арабски, по-узбекски, по-татарски. Довольно сносно говорил по-русски.

В некоторых источниках Касымова представляют националистом. Но документы и современники мятежного хана свидетельствуют о том, что с первых же дней восстания к Кенесары присоединились представители разных национальностей. Вместе с казахами на борьбу с общим врагом – царизмом – поднимались русские, каракалпаки, киргизы, башкиры, татары, узбеки, туркмены, скрывавшиеся в казахских степях от преследования властей.

Так, в одном документе указывалось: «Вместе с ними были пятеро русских, четверо башкир и шестеро татар». Но кроме них были и беглые русские солдаты – Белешев и Малкин. Так, о Малкине писалось в донесении: «Кенесары, женив его на богатой невесте, сделал его начальником, дав ему под команду 40 человек... Теперь говорят, что при Кенесары первым есаулом Хусни (башкирец), а Кичик (так звали Малкина казахи из окружения Кенесары. – Э. Валиханов) вторым... Кичик прославился там борцом, Кенесары-хан дал ему имя Батыр-Мурат». В плену у Кенесары находился русский офицер барон Услар, который затем в своих записках с большим уважением описывал Кенесары.

Царизм вел активную переселенческую политику, вводил новые реформы, налоги, ликвидировал ханскую власть и свел на нет суд биев. Все это болезненно переживалось казахским народом. Изначально оппозиционное движение возглавляли отец и старшие братья хана Кенесары – Саржан и Есенгелди. После их гибели Кенесары берет командование в свои руки, объединяет вокруг себя влиятельных батыров и советников. При этом были и роды, не поддержавшие Кенесары.

«Одной из крупных ошибок в тактике Кенесары на протяжении всего движения были разгромы аулов, не вступивших в ряды повстанцев... Создание централизованного ханства, укрепление института власти, борьба с внутренними раздорами и сепаратистскими устремлениями были главными проблемами политики Кенесары Касымова. Но их решение достигалось средневековыми методами», – пишет доктор исторических наук Виль Галиев.

В своих письмах к императору Николаю Касымов требовал отменить налоговую систему и ликвидировать окружные приказы. К 1838 году Кенесары представлял для России серьезную угрозу. Для усмирения его воинов был отправлен карательный отряд под предводительством Карбышева. Кенесары успешно применял тактику ведения боя, следуя старой тюркской традиции. Она заключалась в том, чтобы совершить молниеносное нападение и при первой же неудаче врассыпную уйти в сторону. Причем его явным преимуществом было то, что он воевал на исконно казахской земле и отлично знал степи.

Председатель Оренбургской пограничной комиссии, чиновник М.В. Ладыженский так описывал Кенесары: «Он был выше простого разбойника, гонявшегося по степи только с целью наживы, только за добычей. Кенесары Касымов не из тех людей, которые появлялись в степи и при небольших усилиях со стороны правительства исчезали, не оставляя после себя никаких следов. Он выше этих пришельцев и по происхождению, и по цели, и по способностям. Следовательно, пренебрегать им нельзя».

И им действительно не пренебрегали. За «неуловимым разбойником» высылали отряды, нанимали шпионов, в том числе среди казахов, переманивали на свою сторону казахскую знать.

Историк Эдиге Валиханов описывает Кенесары как одинокого человека. Его не скрашивали даже личная жизнь и отношения с родственниками. Да, по старым мусульманским обычаям, у Кенесары было несколько жен. Но самым большим другом в семейной жизни была та самая Кунымжан, которая неразлучно находилась и в дни радости, и в дни горести. Тесными были отношения Кенесары с сестрой Бопай и с братьями. В царской администрации говорили о них – «это буйное семейство Касымовых».

Выстоять даже на родной земле против до зубов вооруженных казацких отрядов было непросто. Повстанцы постепенно теряли силы. Некоторые, видя такое положение, стали покидать ставку Кенесары и для него это стало самым большим поражением.

«Конечно, мы не вправе сегодняшним днем обвинять наших предков в том, что они в чем-то ошибались, чего-то не видели, чего-то не замечали. У каждого времени свои приметы. У каждого времени свои постулаты, – пишет Э. Валиханов. – Но самым главным в движении была личность самого Кенесары, личности его сподвижников. И именно благодаря этому его действия зачастую имели успех. Если бы не было рядом с Кенесары его братьев, если бы не было Агыбай батыра, не было бы того самого Жеке-батыра, который остался легендой и для сегодняшнего дня, военные действия Кенесары не приняли бы такой всеобъемлющий размах. Возможно, они стали первым шагом к обретению Казахстаном подлинной независимости. И только сегодня мы можем с гордостью сказать о том, что такие национальные герои, как Кенесары Касымов, стали действительно фигурами общенационального, общеказахстанского масштаба».

В сентябре 1841 года Кенесары Касымов был избран ханом. Историки пишут, что на ханство его возводили в основном представители Среднего и Младшего жузов. Но присутствовали также и представители Старшего жуза, которые находились под властью кокандцев. Главной целью его политики стало возвращение былого величия Казахского ханства. В управлении государством он внедрил особые законы шариата и вернул былую судебную систему.

Кенесары понимал, что применять те же методы управления, которые применял в середине XVIII века Аблайхан, было уже невозможно, действовать нужно было по-другому. Поэтому он включил жесткий контроль над каждым повстанцем. Кенесары был суровым и жестоким полководцем, предательство в его отрядах каралось смертью. Многие поданные начали покидать его ставку.

Кенесары также хотел вовлечь киргизский народ в борьбу с общим врагом, но встретил в степях ожесточенное сопротивление киргизских манапов.

«Система разведывательной службы Вишневского и всей Сибирской администрации имела хорошо налаженную связь с теми киргизами, которые противостояли Кенесары. Разжигалась межнациональная рознь, прельщали разного рода подарками и посулами. Наконец киргизам была обещана власть над казахами Старшего жуза. В этих условиях, конечно, они старались усердно выполнять поручения Вишневского. Хотя на самом деле многие киргизы стремились наладить дружеские отношения с казахами, для чего не было никаких препятствий, кроме как территориальных претензий, в результате которых на протяжении десятилетий были определенные противоречия. Но опять же эти противоречия часто решались мирно – на бийском суде. Традиционное представление о своей территории у каждого этноса было свое собственное», – описывает Эдиге Валиханов.

В неравной схватке Кенесары взяли в плен, при этом киргизы предложили ему бежать. На это Касымов ответил, что если казахский хан побежит, то это будет плохим примером для потомков. Он продолжил битву с пятью сотнями воинов.

В 1847 году в местности Майтобе на глазах у пленных казахов киргизские манапы отрубили голову последнему правителю Казахского ханства. Его голову киргизский хан Ормон вместе с письмом передал в подарок генерал-губернатору Западной Сибири в знак преданности киргизов Российской Империи.

В октябре 1847 года главный манап Джантай Карабеков написал пограничному начальнику о своей войне с Кенесары и о его гибели: «Мятежника же Кенесары схватил мой человек по имени Калча и первым известил меня о том. После чего он – Кенесары уведомил, чтоб показать ему лицо и из награбленного имения торговцев предложил 60 навьюченных в тюках верблюдов, с тем чтобы его отпустили. Но я за сделанные многим народам злодеяния и равно, чтобы доставить обиженным спокойствие и благоденствие, не польстившись сказанным имением, умертвил его, тем самым оказав услугу государю. Потом брату моему Калыгулу отдав голову, при 173 письме, с печатью на оном, отправил султану Рустему и бию Сыпатаю, на тот конец, чтобы они о том известили Вас, господин генерал».

Как свидетельствуют некоторые архивные документы, вместе с Кенесары попали в плен и погибли его брат, двое сыновей и 15 султанов. А через некоторое время киргизы в хитросплетениях политической игры сами оказались игрушкой в руках властей.

Алия Султан