Встретиться с диким медведем и выжить: истории людей, столкнувшихся с хищниками
Дикие медведи терроризируют жителей Томска. От хищников страдают и другие города России. Подробности о сложившейся ситуации узнал корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
Георгий Измаилов едва ли не самый счастливый человек на земле. Он встретился с медведем и выжил.
Хищник пришел на запах шашлыка, который решил пожарить мужчина. Крики самого Георгия услышали сотрудники Росгвардии. Начали стрелять, и зверь убежал. Медведицу с полуторагодовалым медвежонком выслеживали в жилых кварталах Магадана трое суток. За это время она убила двух человек, еще троих покалечила.
Ареал медведей – практически вся Россия. А, значит, встретить зверя может каждый. Население страны составляет 143 миллиона человек. Популяция хищников – 300 тысяч. То есть один медведь приходится на 470 человек. По статистике, каждый год эти животные убивают 10-15 россиян.
Семья Нестеровых живет на Камчатке. Прошлой осенью медведь решил устроить берлогу прямо в их доме. Отогнать захватчика смогли только охотники. А уже на этой неделе произошла новая встреча с хищником.
Остаться в живых после встречи с бурым медведем практически невозможно. Взрослый медведь весит почти полтонны, а когда поднимается на задние лапы, становится выше любого баскетболиста. Бегают косолапые со скоростью до 60 километров в час. А удар лапой в четыре раз мощнее, чем у боксера тяжеловеса. Зубы легко рвут металл.
Специалисты-охотоведы уверены, частота таких встреч растет, потому что большая часть охотничьих угодий страны находится в руках частников.
Добывать их не очень выгодно: мясо не вкусное, спроса нет. Шкуры не в цене. А атаки уже фиксируются по всей стране, даже Московская область не исключение. Тревожные кадры сняли в Ленинградской на прошедшей неделе.
Часто люди сами виноваты в том, что медведи приходят к ним, считают зоологи. Вырубка лесов вблизи городов, свалки на окаринах, и, конечно же, консервы в рюкзаках туристов.
Сгущенка для косолапых – практически наркотик. Угощение нос животного может учуять за километр. А один раз попробовав еду, за которой не надо гонятся, ленивый косолапый уже не пойдет на охоту. А некоторые еще и специально прикармливают диких зверей, закрепляя кровавую ассоциацию: человек – еда.
Приручить медведя невозможно. Даже одомашненный зверь опасен. Винни попала в приют в возрасте нескольких недель. Трюк смертельный, повторять его опасно. Переход от хорошего настроения к агрессии – секунда. Основное оружие – огромные лапы. Ими медведь может переломить хребет лося. Замяв, добивать не будет, утащит покалеченного в схрон гнить. Эти всеядные не могут переваривать свежее мясо. Так же он поступает с человеком.
«Есть куча приемов вольной борьбы, которые человека подсмотрел у медведя. Захват, подсечка, хук слева, хук с права. Это все медведь изображает», – рассказал руководитель проекта «Приют Белоснежки» Геннадий Натекин.
Клетку этой медведицы приходиться капитально восстанавливать раз в три месяца. По медвежьим меркам Винни среднего размера – всего лишь 250 килограммов. И все это чистые мышцы. Силы медведицы хватает, чтобы регулярно выламывать прутья у себя в клетке. Арматуру 18-го диаметра она гнет с легкостью.
Человек медведю обычно не интересен. Но проснувшийся зимой шатун, самец в период гона или медведица, решившая, что малышам угрожает опасность, убьют, не задумываясь. А поняв, какая человек легкая добыча, хищники становятся людоедами.
Документалист, автор программы «Миллион вопросов о природе», которая выходит на телеканале «МИР», Игорь Бышнев в погоне за кадром проводит очень много времени бок о бок с этими опасными животными.
Если же людоед вышел на охоту, ни убежать, ни спастись на дереве невозможно. Надежда лишь на то, что хищник не слишком голоден. Остается одно – притвориться мертвым.
«Как правило, медведь оттаскивает добычу. Может валежником прикрыть. Если вам совсем не повезло, и медведь утащил вас, он, как правило, он удаляется. Полежали минут 10-15, на сколько нервов хватит. Потом тихо встаете и уходите», – отметил старший научный сотрудник лаборатории териологии зоологического института Андрей Бубличенко.
На днях медведи пришли на кладбище в городе Оха на Сахалине. Охотовед выследил их. Пришлось стрелять. Обычным гражданам защититься от хищника таким способом закон не позволяет.
«Даже если медведь нападал и представлял угрозу, и человек был вынужден его ликвидировать, ему придется оплачивать ущерб, нанесенный охотничьим ресурсам. Такса составляет 60 000 тысяч, но с учетом коэффициентов она возрастает», – отметил главный лесник охтинского лесничества Тимофей Иваньков.
Поэтому приходится запоминать нехитрые и ненадежные способы защиты: кричать, размахивать руками и осторожно отходить, пока медведь наступает.