Когда за уголь платят жизнью: подробности трагедии на шахте в Караганде

19:22 29/10/2023
Когда за уголь платят жизнью: после трагедии власти Казахстана конфискуют шахту у собственника

Казахстан скорбит по погибшим на шахте им. Костенко в Карагандинской области горнякам. Взрыв в забое унес жизни больше 40 человек. Государство решило прекратить инвестиционное сотрудничество с собственником шахты. Подробности трагедии – в сюжете корреспондента «МИР 24» Кирилла Потемкина.

«От своего имени и от имени правительства выражаю соболезнования. Это трагедия. Я все понимаю. Поэтому специально прибыл сюда. Будем принимать меры, в том числе окажем помощь семьям пострадавших», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев в ходе встречи с семьями и родственниками погибших горняков.

2 часа 33 минуты. В забое шахты имени Костенко гремит взрыв. Под землей в этот момент находятся 252 горняка. На поверхность смогли выбраться только 206 человек. Из-под завалов шахты спасатели извлекли тела уже 45 горняков. Поиски продолжаются. У пропускного пункта десятки машин скорой помощи. Внутри здания родственники без вести пропавших ждут любую информацию о судьбе близких.

С ними работают психологи. Представители предприятия уже несколько раз выходили сюда озвучить списки погибших. Амантай Жылтыров до конца не верит, что такое могло случиться. В момент трагедии он был в отпуске. Под завалами спасатели продолжают поиски его брата.

«Мы с братом вместе работали на этой шахте. Я с 1985 года. В этом месяце я был в отпуске. Когда узнал о трагедии, просто был шокирован. На этой шахте никогда не было крупных аварий. Ждем сейчас любую информацию», – сказал Амантай Жылтыров.

«Сила взрыва была такая, что вышла из строя телекоммуникация на западных и восточных блоках. Дальность распространения ударной волны составила более двух километров», – отметил первый заместитель директора Карагандинского филиала республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб Геннадий Силинский.

Причиной гибели горняков стал взрыв метановоздушной смеси. Вовремя не сработали датчики обнаружения газа. К тому же шахта имени Костенко – единственная, на которой не установлена система позиционирования. В случае ЧП она подает сигнал всем, кто находится под землей, что необходимо выбраться на поверхность.

«Угольная пыль покрыла все, что находится под ней. Это все надо проходить руками. Все надо поднимать, проверять. Поэтому это трудоемкий и длительный процесс», – рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Казахстана Сырым Шарипханов.

В больницах Караганды находятся 20 человек. Все они отравились угарным газом. Один из пострадавших в реанимации. Состояние крайне тяжелое. На место трагедии прибыли токсикологи, травматологи-ортопеды и нейрохирурги.

«Первое – спасательные работы. Второе – нам нужно сейчас определиться с точным количеством пострадавших, нуждающихся в лечении. Третье – раз такая катастрофа случилась, мы окажем материальную помощь, финансовую помощь. Все семьи, которые пострадали, ни в чем нуждаться не будут. Если понадобится, создадим специальный фонд, я этим сам буду заниматься», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Шахта принадлежит компании, которая является «дочкой» мирового лидера в области металлургии и горнодобывающей промышленности. Владелец – индийский миллиардер Лакшми Миттал. Его состояние на сегодня оценивают в 15 миллиардов долларов. Он занимает 110 место в списке Forbes. Свою деятельность в Казахстане предприниматель начал в 1995 году с покупки Карагандинского металлургического комбината.

«Индиец по происхождению, Миттал создавал свою металлургическую империю, покупая предприятия не в развитых странах, – в Латинской Америке, в Индии. И соответствено на постсоветском пространстве. В Казахстан он пришел, когда скупил по дешевке металлургический комбинат, а потом соответственно шахты, которые поставляли уголь Карагандинского угольного бассейна. На Украине он пытался зайти, в России он пытался зайти на несколько шахт на севере Кузбасса. Он купил бывшую советскую жемчужину – комбинат «Карагандауголь» за бесценок и эксплуатировал в течение 28-30 лет, пока он принадлежал ему», – отметил пpедседатель Независимого пpофсоюза гоpняков России Александр Сергеев.

Компании принадлежит 15 казахстанских шахт и рудников. Она включает в себя три департамента: стальной, угольный и железорудный. В стальной входит Карагандинский металлургический комбинат, который включает 65 производств, различные цеха и лаборатории. Угольному департаменту подконтрольны восемь шахт: «имени Костенко», «Ленина», «Кузембаева», «Казахстанская», «Тентекская», «Шахтинская», «Саранская» и «Абайская». Это без учета различных вспомогательных производств. Железорудный департамент рассредоточен по всей территории Казахстана и представлен четырьмя филиалами – речь идет про Лисаковское месторождение в Костанайской области, Кентобское месторождение в Карагандинской области, Каражальское месторождение в Улытауской области, Атансорское месторождение в Акмолинской области.

По итогам прошлого года чистая прибыль составила почти 19 млн рублей (200 000 $), общая выручка – 3,5 млрд рублей ($37,5 млн). Советское наследие позволило с минимумом затрат получить максимум прибыли.

«Карагандинский металлургический комбинат строился на базе Карагандинского угольного бассейна. Чтобы уголь далеко не везти. Если, например, на Нижний-Карагандинский комбинат везут уголь с Кузбасса, это где-то 2000 километров, то здесь максимум сотня километров, эта логистика очень дешевая», – сказал Александр Сергеев.

Как говорил Маркс, «нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради тысячи процентов прибыли». Ради нее на шахте экономили буквально на всем. За 28 лет работы в республике на угольных и металлургических объектах компании погибли более 140 человек.

«Людей фактически превратили в рабов этого индийского концерна, зарплата более-менее для Караганды, и за эту пайку хлеба они готовы закрывать глаза и идти, прекрасно зная, что когда-то они не поднимутся. И промолчать, потому что боятся потерять работу», – отметил Александр Сергеев.

Международный концерн сегодня работает в 60 странах мира и ежегодно поставляет более 130 млн тонн продукции.

Кроме Казахстана компания разрабатывает месторождения еще в восьми странах: Алжир, Босния и Герцеговина, Бразилия, Канада, Либерия, Мексика, Украина, США. Компания – один из крупнейших производителей стали в мире, общая выручка по итогам прошлого года составила почти $80 млрд, чистая прибыль – более $9 млрд.

В сентябре 2021 года компания подписала меморандум о взаимопонимании с правительством Казахстана. По условиям договора она должна была вложить не менее 3 млрд долларов в течение последующих 10 лет. Касым-Жомарт Токаев поручил закончить сотрудничество.

«Меняем руководство предприятия. Далее отказываемся от инвестора. Сейчас предприятие будет переходить под управление национального, казахстанского инвестора. Меры будем принимать», – заключил он.

В Казахстане – день общенационального траура. Страна скорбит по погибшим горнякам. На государственных и административных зданиях во всех городах приспустили флаги.