Когда к будущему мэтру пришло понимание того, что космонавтом он быть не хочет, и какие театральные профессии ему удалось освоить? Чему он научился у Сергея Образцова и что его связывает с Эдуардом Успенским и Григорием Остером? Как эволюционировали куклы и почему Театр кукол – это не обязательно детский театр? Об этом и многом другом в программе «Культ личности» на телеканале «МИР 24» рассказал художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.
Мы встречаемся с вами накануне вашего юбилея, 75-летия. Когда-то давно вы здесь работали артистом и одновременно художником по свету. Как вообще пришли в театр кукол?
- Это было, наверное, как у большинства, – совершенно случайно. Я закончил школу в 1966 году и, конечно же, хотел быть актером.
Не космонавтом?
- Нет, не космонавтом точно. Хотел быть актером, потому что в то время я уже достаточно успешно этим занимался в Народном театре ЗИЛ, которым руководил Сергей Львович Штейн, режиссер театра Ленинского Комсомола. После школы я поступал во все институты – в «Щуку», в ГИТИС, в Щепкинское училище. Но, как водится, никуда не попал. Тогда я пошел в театр Моссовета, это счастливое время.
В 1968 году я пошел служить на военно-морской флот. Попал в Кронштадт на замечательный крейсер «Киров» – он был флагманом Балтийского флота, но сейчас этого корабля уже нет. Был электриком надводных кораблей, отслужил три года. Это было очень интересное время, сейчас совсем не жалею эти три года.
В 1971 году вернулся со службы и хотел снова поступать – и на актера, и на режиссера, потому что я уже понимал, что в театре очень много интересных профессий. Но все экзамены к тому времени уже закончились, и вдруг я увидел объявление, что Московский театр кукол проводит набор в студию. Я пришел сюда, меня встретил главный режиссер Аквсентий Гамсахурдия. Но я не думаю, что он мною заинтересовался, как будущим студентом. По-моему, он мною очень заинтересовался как человеком, который знает и любит театральный свет. Он меня принял в студию, но с условием, что я буду работать еще в осветительном цехе театра.
Когда я учился в институте, я пришел в Московский областной театр кукол наниматься актером, потому что актерский диплом у меня был. Но там мне предложили быть не актером, а заведующим литературной частью. Так в 1976 году я стал завлитом Московского областного театра кукол. Я проработал там почти 15 лет.
Когда вы там работали, вы встречались и разговаривали и с Эдуардом Успенским, и с Григорием Остером. Когда приходили такие люди, сразу ли было понятно, что это шедевр, перспективная история? Что за этими произведениями невероятный успех и великое будущее?
Много лет вы сидели в кабинете Сергея Владимировича Образцова, до этого с ним работали, а в конце прошлого века создали фонд Образцова. Чему вы научились от него?
- Очень многому, но самое главное, наверное, – я понял, что Сергей Владимирович в течение десятилетий, с 1931 года, как создал и возглавил этот театр, до 1960-х годов собирал очень важных людей: и артистов, и художников, и пожарных, и уборщиц, и инженеров, – собирал талантливых людей. Пусть это будет талантливая уборщица, или талантливый электрик, или талантливый артист, – неважно. Когда концентрация талантов на этом маленьком пространстве, площади Маяковского, в очень маленьком театре, достигла максимума, этот театр стал создавать удивительные спектакли.
Вы автор практически всех энциклопедий, посвященных Театру кукол, вышедших в России за последние годы. Есть ли что-то в Театре кукол, что вас сможет еще удивить, что нового про Театр кукол вы узнали за последний месяц или за год?
- Меня все время что-то удивляет в Театре кукол. Мы сейчас здесь, в Московском театре кукол, куда я пришел или, скорее, вернулся в 2014 году, почти 10 лет назад. Здесь на первом этаже есть совершенно удивительные куклы, которых нет больше нигде в мире. Когда в 2018 году я устроил здесь фестиваль «Гефест», связанный с новыми технологиями в театре кукол, на него приезжал замечательный французский художник Завен Паре. Он действительно очень много сделал в этой области, и он привез созданную им в 1998 году первую в мире электронную куклу. Ее спектакли случились в 1998 году, потом с нее делали довольно много копий, ее изображения и лицо сейчас мелькает во многих фильмах и блокбастерах.
Так случилось, что работа в театре стала продолжением книг. Когда я ушел из театра Образцова в 2012 году, я написал книжку «Дети Гефеста» – о куклах-автоматах, механических куклах, об их эволюции, о том, как они зародились две-три тысячи лет назад, как они начали двигаться с помощью песка, ртути, потом придумали пружины. В середине ХХ века они стали реагировать на свет, а сейчас есть уже некие зачатки разума. Мы их называем роботами, но это механические куклы, просто с мозгами, и это очень интересно.
Вопрос про сегодняшнюю жизнь Московского театра кукол. У вас есть проект МТК.NEXT, в рамках которого артисты сами пишут пьесы, делают кукол, сами это ставят в рамках некоторых лабораторий, лучшие из которых потом становятся спектаклями.
- Да, конечно.
Каким вы видите сегодня результат, насколько это успешно, на ваш взгляд?
- На мой взгляд, это успешно. Там есть плюсы, есть минусы. Я вижу и то, и другое, – розовых очков на мне нет. Плюсов больше. Дело не в том, что актеры растут на новом материале. Актеры должны реализовывать свою мечту, это очень важно. Они берут рассказы и повести о подростках, для подростков, для взрослых. Иногда им нужно самим выговориться. Есть спектакль «Госпожа Метелица» 18+. Это не совсем детская сказка, где актеры, будучи сказочными персонажами, говорят о том, что у них «болит», что им важно и, судя по зрителям, это театр, это полезно.
Удается ли собрать взрослую аудиторию на 18+ спектакли? Все-таки Москва давно уже не является городом, где убедительно все могут понять, что Театр кукол – театр для взрослых.
- Сейчас в Театре кукол все больше и больше взрослых спектаклей, и это правильно просто потому, что Театр кукол – тот вид искусства, где есть спектакли для детей, а есть спектакли для взрослых. Мы же не считаем детским театром Большой театр просто потому, что там идет «Щелкунчик». То же самое с Театром кукол.
Подробнее в сюжете: Театр