Василий Лановой: идеал советского офицера

20:20 21/01/2024
Василий Лановой: идеал советского офицера

Главный офицер и аристократ советского кино, душа общероссийского движения «Бессмертный полк» – Василий Лановой, один из сопредседателей этого движения. На этой неделе народному артисту СССР исполнилось бы 90 лет. Корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова пересмотрела самые яркие роли настоящего офицера.

«Вы знаете, за что он получил Ленинскую премию? За озвучивание фильма «Неизвестная война», – сказал председатель Совета директоров Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса ВС Александр Каньшин.

«Там была страшная сцена одна, где я никак не мог произнести слова, потому что начинал реветь в кадре просто», – делился Василий Лановой.

«Он родился в Москве, он русский человек. Но детство он провел на Украине. За годы войны он совершенно забыл русский язык», – отметил журналист Михаил Захарчук.

«Когда мама приходила домой, говорил: «Мама, ты можешь со мной размовлять на русской мове? У меня есть эти украинизмы, и мне надо от них избавиться». На что она говорила: «Пусть привыкают, хай привыкают», – рассказал народный артист России Евгений Князев.

«Родители его переехали в Москву на строящийся химический завод. И мама, можно сказать, жизнь положила на этом предприятии. Когда она ехала за ним на Украину, заболела в дороге и двигаться перестала. Люди переносили на носилках ее из одного поезда в другой. Она была настолько истощенная, изможденная, что он ее не узнал. И когда она только заговорила с ним, он тогда кинулся к ней, расплакался», – рассказал Михаил Захарчук.

«Фраза из фильма «Офицеры», которая стала символом Ланового – «Есть такая профессия – Родину защищать». На одном из юбилеев про Ланового сказали: «Есть такая профессия – Родину восхищать», – рассказал заслуженный артист России Александр Олешко.

«Приехал оператор... «А чего ты отказываешься, Вася?» Я говорю: «Я не понимаю, что я должен играть, когда у Жоры вся роль, а у меня там пять-шесть эпизодов». Он говорит: «Тебе надо играть романтика», – вспоминал Лановой.

«Семнадцать мгновений весны». Мне кажется, что это как раз роли, где беспощадно эксплуатировали его типаж. Типаж мужчины настоящего, стройного, с прекрасной осанкой, типаж человека гордого», – отметил режиссер, киновед Давид Шнайдеров.

«Всю жизнь играю или офицеров, или генералов, или белогвардейцев, всех переиграл, но фашиста я еще не играл. Танечка Лиознова мне сказала: «Василий, вам не надо играть фашиста, вам надо играть противника нашей армии». И уговорила. Я играл такого жуткого эгоиста Анатоля Курагина», – заявлял Лановой.

«Сейчас говорят секс-символ, в те времена не говорили. Но он действительно был любимцем женщин», – отметил Михаил Захарчук.

«Роль Калафа. 1963 год, мы все это помним, как он выбегал, потом он так вот ногой делал «оп», и женщины: «Аааа» –замирали», – напомнил Олешко.

«Капитан. Красавец. Романтик, да. Смелый, сильный, бесстрашный. Вот так вперед смотрящий. Такой эталон мужской», – сказала заслуженная артистка России Ольга Тумайкина.

«Вспомните, как он играл Вронского в «Анне Карениной». Это же трагедия была, это не просто там ловелас какой-то», – отметил председатель Совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС Александр Каньшин.

«Почему у них с той же Таней Самойловой ничего не получилось? Да потому что она не признавала ни детей, ни семьи.
И с Зябловой у них тоже не получилось. Там другая история, она погибла, но тоже была не очень как бы семейным человеком. И только Ирина Петровна Купченко ему легла на душу всем. И даже понятием, что семья – главное», – сказал Захарчук.

«Они оба со стержнем, но у нее такая мощь во взгляде, сила внутренняя. То, что она пережила...», – сказал Каньшин.

«У них родился один сын, а потом родилась двойня, и один умер мальчик. Воспитывали они двух сыновей, а потом один тоже от сердечной недостаточности скончался», – рассказал Захарчук.

«Зрители приходят сюда, и они продолжают у витрин, я это лично видел, аплодировать своим актерам. Они аплодируют их костюмам, их наградам. Когда смотришь на награды, понимаешь, что за каждым таким орденом труд не просто актера, мужчины – труд гражданина», – подчеркнул Олешко.

«Мне однажды сказал, что роль, которую я по-настоящему люблю, это «Полосатый рейс». Потому что мне там ничего не надо было делать. Я просто истошно заорал», – поделился Шнайдеров.

«Говорят: незаменимых нет. Есть незаменимые, и место, и царственный трон Василия Семеновича до сих пор свободны», – заключил Олешко.