В Омской области продолжаются работы по ликвидации последствий мощного паводка. Справятся с последствиями прихода большой воды помогают волонтеры. Как это происходит, телеканалу «МИР 24» рассказал представитель Народного фронта в Омской области Радик Миниханов.
В середине мая паводковая обстановка в Омской области была квалифицирована как чрезвычайная ситуация федерального уровня, где последствия оказались самыми сложными, тяжелыми.
Да, совершенно верно. В середине мая пришла большая вода. Вылились две реки – Ишим и Иртыш. Именно Усть-Ишимский район Омской области находится на слиянии двух рек.
Что в области происходит спустя два месяца после пика паводка? Какие волонтерские силы продолжают помогать пострадавшим?
Очень оперативно был создан штаб, в том числе волонтерский. Активное участие принимает правительство Омской области. Работает гуманитарный центр, межнациональный, межпрофессиональный, активно работают волонтеры Народного фронта, другие волонтерские организации. Та помощь, которая была оказана, она оказывается и по сей день.
На самом деле это только начало активной волонтерской деятельности. Я объясню, почему. Вода в некоторых местах была до полутора-двух метров, понятно, она ушла. Буквально один населенный пункт еще остался подтопленный. Тут и начинается основная волонтерская деятельность. То есть мы говорим о том, что когда вода уходит, она несет определенное разрушительное действие. Это и разрушение печей, и построек внутреннего убранства. Та помощь, которая нужна в данный момент, это помощь строительных волонтерских бригад. Потому что надо перекласть порядка 150 печей. Надо активно помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно одиноким старикам, инвалидам. Поэтому активно собирается волонтерская деятельность. Хотелось бы, чтобы из других регионов подключались коллеги и оказывали волонтерскую помощь у нас в зоне ЧС.
Помимо строительного, какие еще направления волонтерской работы в приоритете? Чем конкретно занимаются добровольцы на местах?
В первое время это был развоз гуманитарной помощи. Потому что некоторые населенные пункты были полностью затоплены, не было дороги, добирались с помощью различных катеров. Необходимо было доставлять воду, продукты питания и прочие средства, которые нужны были людям на месте. Потом идет другая уже помощь – это вывоз мебели, другого внутреннего убранства, которое есть в домах. Здесь, конечно, подключается и активная волонтерская организация.
Как организационно устроена помощь пострадавшим? У вас есть свой штаб, центр?
Своего штаба на месте ЧС нет. Мы базируемся в гуманитарном центре, которое образовало правительство Омской области в районном поселке Усть-Ишим. Мы выезжаем командами. Дорога занимает порядка 8−10 часов, это 550 километров от областного центра Омска. Выезжаем, там размещаемся в пунктах временного размещения, либо у друзей и знакомых. Активно помогаем, в том числе и в пунктах временного размещения. Когда они были созданы, возили продукты питания и необходимые средства гигиены.
Если сравнивать с периодом пика паводка, волонтерская помощь пострадавшим более интенсивной стала или, наоборот, снизилась?
На каждый пик паводка нужно оперативное реагирование, в том числе и от волонтерских организаций. Я уже проговорил. Первый момент – это, конечно, быстрая помощь. Второй момент – это вывоз тех вещей, которые вышли из пользования, которые невозможно применить. Следующий пункт – это образование строительных команд, которые будут оказывать волонтерскую помощь в перекладке печей и ремонта домовых построек. Их немало. Мы практически каждый дом обошли, обмерили, посмотрели. Помимо той помощи, которая будет с федерального центра и помощи в правительственной области, волонтерская помощь очень необходима.
Все-таки этой работы стало больше или меньше?
Не хочу сказать, что ее больше или меньше. Она в одном направлении действует. Рук всегда не хватает, тем более волонтерских.
Какие моменты из происходившего в последнее время вам запомнились больше всего?
События последних лет показывают, что именно такие события объединяют людей. Мы видим, как люди принимают пострадавших в свои дома, как оказывают сами помощь. Именно такого единения, я, наверное, давно не видел, и это дорогого стоит.
Может, есть какой-то эпизод, который остался в памяти?
Помню, как люди не хотели эвакуироваться из-за домашних животных. Потому что домашние животные, собаки, кошки, кони, крупнорогатый скот – это неотъемлемая часть семьи. Люди категорически говорили, что пока не эвакуируют полностью все хозяйство, не уедут. Я сам был личным очевидцем, когда большие катера МЧС эвакуировали и коров, и баранов, и собак. Было видно, что люди очень сильно переживают. Это оставляет определенный отпечаток в сознании, как люди подходят к братьям нашим меньшим.
Самим волонтерам какая-то поддержка, помощь нужна? И как это можно сделать?
Волонтерам, волонтерскую деятельность всегда надо популяризировать. Да, всегда нужна помощь. У нас в штабе Омской области есть телефон Народного фронта города Омск – 318800. Конечно, нужна и гуманитарная помощь, и руки нужны, поэтому подключайтесь, помогайте, будем всегда рады принять вас, отправить в зону ЧС для помощи.
То есть, если кто-то прямо сейчас к вам захочет присоединиться, нужно обращаться в штаб Народного фронта. Я правильно понимаю?
Да, конечно, в Омской области.