Загадочное отравление семьи в Красноярском крае. Что на самом деле стало причиной смерти детей?
20:40 29/09/2024Небрежное отношение к токсичным веществам привело к гибели четверых детей в Красноярском крае. Они отравились неизвестным инсектицидом – веществом для травли насекомых. Специальный корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова собрала все версии.
«Смотрю, Димка выносит на руках маленькую девочку шести лет. Он быстро сел в машину и поехал. С ним вместе – мать», – вспоминает соседка Татьяна Скопа.
В 11 утра родители повезли детей в местный фельдшерский акушерский пункт на двух машинах. За рулем второй была тетя детей.
«Максим учился в третьем классе, наверное. Смотрю, она поднимает его с земли. Старшая и вторая девочки сами сели в машину», – рассказала Татьяна Скопа.
Через час отравившихся уже везли в Назарово. Это районный центр. Он находится в 40 км от поселка Красная Сопка, где и случилась трагедия.
«Все пациенты были в крайне тяжелом состоянии», – рассказала старшая медсестра ФАП п. Красная Сопка Ольга Цымбалий.
Первой в районной больнице в тот же день, 21 сентября, умерла шестилетняя Арина – самая младшая девочка. Накануне она вместе с родными поужинала пельменями. Мама Вика купила их в местном магазине. На камерах видеонаблюдения видно, что сначала женщина берет из холодильника емкость, похожую на пластиковую бутылку с пивом, затем – развесные пельмени и приправу к ним.
Первая версия следствия: семья отравилась ядовитой пищей. Из магазина изъяты пельмени и документы на них. Уголовное дело возбуждено по факту хранения, производства и сбыта товаров, не отвечающих требованиям безопасности. 21 сентября, через несколько часов после смерти младшей девочки, в больнице умирает ее брат – Максим. Мальчику было 11 лет.
В лаборатории исследовали пельмени, бульон, приправу, кетчуп, курицу с картофелем, тушеную рыбу, домашние яйца. Экспертиза не выявила превышения вредных веществ, но в рвотных массах – как сообщили в Следственном комитете – были обнаружены следы дихлофоса. И второй версией отравления стали называть аэрозоль от насекомых. Им отец семейства обрабатывал дом, о чем сам рассказал следователям, когда пришел в себя. Родителей допрашивали в больничных палатах.
«Дихлофос составлен таким образом, чтобы максимально исключить возможность отравления человека им в быту», – пояснил директор Института аналитической токсикологии, кандидат медицинских наук Сергей Ловцевич.
В основе современных аэрозолей лежат природные яды, например, эфир хризантемовой кислоты. На теплокровных он не влияет, а для насекомых – смерть, потому что у того же таракана процесс метаболизма устроен иначе.
«Точку в этом вопросе предстоит поставить химикам, но повторюсь: симптомы напоминают пищевое отравление», – заявил межрайонный прокурор Назаровского района Красноярского края Владислав Беспалов.
Сразу же после смерти двух детей оставшихся членов семьи санавиацией перевезли из Назарово в краевую больницу Красноярска. За жизнь 11-летней Дианы врачи боролись еще сутки, но она умерла вечером 22 сентября.
«Следствие ориентировано на допрос родственников, соседей и знакомых пострадавшей семьи для установления внутренних взаимоотношений, психического состояния взрослых и детей перед произошедшей трагедией. С учетом состояния жилого помещения прокуратура проверит работу органов профилактики с семьей», – заявил заместитель прокурора Красноярского края Евгений Мостовой.
Семья купила дом шесть лет назад на средства от материнского капитала. Главе семьи, Дмитрию, 34 года. Он местный – вырос в Красной Сопке.
«Отношения в семье были, как у всех. Сегодня – сложные, завтра – любовь», – рассказал брат пострадавшего Алексей Виноградов.
Жена Дмитрия младше его на два года. До декрета работала на свинокомплексе. В шкафах на кухне, как сообщили в прокуратуре Красноярского каря, было обнаружено сыпучее вещество светлого цвета в полимерном пакете без маркировки.
«С работы на ферме она могла принести домой дихлофос, который мог там с давних времен лежать для ликвидации тех же самых насекомых и прочих тварей. Потом могла попросить мужа сделать кустарно. В таком случае эта версия с дихлофосом могла бы как-то влиять», – отметил доктор химических наук, химик-синтетик, технолог, биохимик Леонид Ринк.
В ночь на 23 сентября скончалась Ульяна, ставшая четвертой жертвой отравления. Девочке было 13 лет. Следователи располагают сейчас предварительными данными экспертиз. Согласно им, в организм детей попали компоненты неустановленного инсектицида. Такое же вещество, как сообщили в Следственном комитете Красноярского края, обнаружили на шерсти котенка, труп которого лежал на крыльце дома. Точную причину смерти детей следствие назовет не позже, чем через месяц.
«Во-первых, мы имеем дело с более чем 1,5 млн химических соединений. Для того, чтобы понять, какой из них стал причиной отравления, нужно время. Во-вторых, органам следствия нельзя ошибаться», – заявил доктор биологических наук, заведующий лабораторией химии пищевых продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Владимир Бессонов.
Родители пошли на поправку и уже выписаны из больницы. Мать погибших детей находится на девятом месяце беременности – ждет рождения пятого ребенка, теперь уже единственного. Похороны Ульяны, Дианы, Арины и Максима пройдут в понедельник, 30 сентября, в поселке Красная Сопка.
Подробнее в сюжете: Отравления