Москва, 30 августа. Монумент Феликсу Дзержинскому стал памятником раздора. Большевик-революционер, создатель советских спецслужб, тот, кого называли «железный Феликс». Он был свергнут с пьедестала в 1991 году. Но отношение к Дзержинскому сегодня в России не столь однозначно. По данным «Левада-центра», половина опрошенных москвичей позитивно смотрит на возвращение памятника чекисту на Лубянскую площадь. Кого пытаются реабилитировать, выяснял корреспондент «МИР 24» Алексей Кнор.
Забот у коммунистов всегда хватает. В этот раз – очередной митинг против коррупции. Но о своем герое Феликсе Дзержинском в компартии не забывают. Владимир Родин, депутат Госдумы, ведет съемочную группу на Лубянскую площадь. Туда, где в советские годы, стоял памятник основателю советских спецслужб.
«Это один для меня из символов, который также нельзя отделить от Москвы, как и Университет, Кремль, Мавзолей», – говорит депутат Государственной думы от фракции КПРФ Владимир Родин.
Этим летом коммунистам Мосгордума дала добро на референдум о возвращении монумента на историческое место. Дело было за малым – получить подписи москвичей. Едва ли не каждый день активисты агитировали за «Железного Феликса».
Но, несмотря на споры, подписей собрали даже больше, чем нужно. Правда, в последний момент проведение референдума отложили. Сами коммунисты. До лучших времен.
«Мы не отступили. Мы не признали, что референдума не надо проводить. Он будет проведен, только с большим числом вопросов», – заявил Родин.
Памятник Дзержинскому на Лубянской площади появился в 1958 году. А в августе 91-го его сбросили с пьедестала как символ советской тирании. Не спасла даже художественная ценность – работа известного скульптора Евгения Вучетича. 11-тонную статую сдернули с постамента строительным краном и отправили в ссылку.
И вот уже почти четверть века «Железный Феликс» окидывает взглядом не Лубянскую площадь, а Центральный дом художника, позируя посетителям в непривычных для себя декорациях. И компания у него под стать: такие же изгои постсоветской эпохи, памятники, демонтированные после 1991 года.
Сейчас монумент находится в парке искусств «Музеон». Его сотрудники уже привыкли отстаивать свой главный экспонат.
«Как мы можем отдать наш любимый памятник? Это самый большой, самый тяжелый экспонат. Самый первый! Собственно, с Дзержинского началась история парка «Музеон», и мы бы не хотели лишаться этого памятника», – заявляет руководитель пресс-службы парка искусств «Музеон» Марта Сахарова.
Феликс Дзержинский – основатель Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Его называют «отцом красного террора», «карающим мечом большевизма». По его приказу любого, кого считали врагом народа, приговаривали к расстрелу.
«Не было никакой судебной процедуры. Следователи ВЧК сами проводили следствие и выносили приговор. Более того, в некоторых случаях и во многих они сами его приводили в исполнение. То есть, это был такой вот непрерывный конвейер», – рассказывает доктор исторических наук Олег Будницкий.
В этот конвейер попадали аристократы, крестьяне, ученые и промышленники. В подтверждение весомый аргумент – томик архивных документов ВЧК. Там расстрельные протоколы, подписанные Дзержинским и его соратниками.
Вот, например, «русская голгофа» – Бутовский мемориал. На этом месте в 30-е годы были убиты более 20 тысяч человек.
«Ну, например, самый младший, расстрелянный здесь Миша Шамонин, которому было 13 лет. Его расстреляли за то, что он украл, видимо с голодухи, две буханки хлеба», – рассказывает настоятель храма святых новомучеников и исповедников в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.
Протоиерей Кирилл Каледа – смотритель мемориала. В расстрельном списке есть имя деда отца Кирилла.
«В действующем Уголовном кодексе РФ есть статья, которая предусматривает ответственность за оправдание террора. С моей точки зрения, установка памятника Дзержинскому на Лубянской площади – это как раз будет оправдание действий этого человека», – считает священнослужитель.
Писатель и журналист Сергей Кредов, автор книги о Дзержинском, убежден, у «Железного Феликса» были и светлые стороны. В 1924 году главного чекиста страны назначили наркомом Высшего совета народного хозяйства. И в этой роли его было не узнать. Он боролся с монополистами, ратовал за повышение зарплат рабочим и за рыночную экономику. Выступал за снижение цен на промышленную продукцию.
«С этими тезисами он и умер, можно сказать, на пленуме ЦК в 1926 году. Ведь ирония истории, для любителей легких ответов на сложные вопросы, в том, что Дзержинский умер, отстаивая ненасильственный путь развития страны», – поясняет писатель Сергей Кредов.
Белорусский город Дзержинск. Недалеко отсюда родился будущий революционер. Здесь на главной площади, названной в честь Дзержинского, памятник Дзержинскому. Сюда время от времени приезжает Владимир Дзержинский, внучатый племянник «железного Феликса».
«Он всю свою жизнь занимался именно страной. Он себя не жалел. Он все отдавал этой стране», – рассказывает внучатый племянник Ф.Э. Дзержинского Владимир Дзержинский.
Всех, кто критикует его предка, он просит обратиться к истории. Мол, никакой он не палач, всего лишь герой своего времени.
«Находясь на таком посту, он не мог по-другому поступить. Он не занимался никаким «красным террором». Возвращение памятника – это только, я считаю, что будет консолидировать нашу страну Россию», – считает Владимир Дзержинский.
Но получается наоборот: «Железный Феликс» лишь раз за разом раскалывает общество. Очередное предложение вернуть памятник на Лубянку – очередной пикет «против».
«Фактически с принятием этого памятника у нас на улицах могут появится «воронки». Опять вернуться трудовые лагеря, у нас снова начнут пропадать люди. И это очень страшно с этой стороны», – считает участник движения «Единство равных» Алексей Домников.
Но пока монумент Феликсу Дзержинскому стоит в парке «Музеон». А значит его можно считать лишь произведением советского монументального искусства.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе