Пекин, 6 сентября. В столице Китая в четверг с размахом отметили 70 лет со дня окончания Второй мировой войны. Такого в Пекине не было, пожалуй, никогда. На главную площадь города Тяньаньмэнь вывели 500 единиц техники, а в небо поднялись около 200 самолетов. И это - новейшие китайские боевые машины, большую их часть публично демонстрируют впервые.
Давно не видел Пекин и такого количества военнослужащих - их на параде было 12 тысяч. Причем раньше китайцы никогда не приглашали на подобные торжества иностранных солдат, а тут маршировали роты из десятка стран, в том числе из СНГ. Замыкал шествие российский Преображенский полк.
Почетными гостями парада стали лидеры стран СНГ: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. По сути, они стали единственными представителями антигитлеровской коалиции. Ни Франция, ни Великобритания, ни США не отправили своих высших должностных лиц.
«Китай всегда все помнит. Дело в том, что Китай - это страна, которая имеет сегодня достаточно высокий экономический потенциал: почти 20% ВВП мира. Например, возникала проблема дефицита торгового бюджета, проблема ревальвации юаня. Вот, например, очень долгие годы США для того, чтобы сбалансировать свой бюджет, требовали, чтобы Китай ревальвировал свою валюту, а в результате Китай девольвировал свою валюту», - объясняет руководитель центра социальных и экономических исследований Китая Андрей Островский.
Вторая мировая война и ее итоги все чаще становятся разменной картой в международной политике. И нынешний парад явно демонстрирует, что разногласий в этом вопросе становится все больше. Китай, который, по разным оценкам потерял от 22-х до 35-ти миллионов человек, очевидно, высоко ценит именно роль СССР в Победе. Не случайно на празднования была приглашена такая большая делегация из СНГ. О том, как советские войска освобождали Китай, вспомнил корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Советский флаг над Порт-Артуром был поднят 25-го августа 1945 года, спустя три дня после освобождения города от японцев. Уже прошла почти неделя, как перестало существовать прояпонское марионеточное государство Маньчжоу-Го. А еще через неделю официально завершится Вторая мировая война, хотя отдельные бои еще будут продолжаться некоторое время.
«Когда уже император дал указание прекратить войну, даже офицеры некоторые прекращали, а солдаты такие фанатики были, все равно воевали за императора», - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Александр Унтилов.
Из своих 96-ти лет Унтилов войне отдал семь. Начинал в 1939 году на границе с Монголией, заканчивал в 1945-м почти здесь же: советская армия тогда освобождала Маньчжурию.
Наступление началось 9 августа сразу с двух сторон: из Приморья и Монголии. Войска Забайкальского фронта преодолели пустыню Гоби, быстро разгромили несколько японских группировок и заняли крупнейшие города. Одновременно их бомбила советская авиация. В то же время суда Тихоокеанского флота атаковали японские военно-морские базы в Корее и в итоге отрезали Квантунскую армию от основной территории Японии. Полный разгром занял меньше месяца. Советский Союз потерял 12 тысяч человек.
«Вот пройдут войска, а они, самураи-то, прячутся, потом в наши спины начали стрелять. Правда, тут вовремя спохватились и начали чистку делать», - рассказывает Унтилов.
Советским солдатам Маньчжурию пришлось очищать и от японских мин. Сапером старший лейтенант Унтилов прошел всю Китайско-Восточную железную дорогу. По обеим сторонам оставалось множество полуразрушенных военных укреплений: японцы с самого начала стремились обосноваться в Китае всерьез и надолго.
Пушки, танки, самолеты - это военная техника, с помощью которой Япония покоряла Китай. На момент вторжения Квантунская армия насчитывала около 200 танков, и тогда это была самая современная военная техника. Маньчжурия была покорена меньше, чем за полгода.
Эта территория находилась под фактическим управлением Японии целых 14 лет. В Токио ее рассматривали как плацдарм для нападения на СССР и дальнейшей оккупации Китая. Уже к началу 40-х годов прошлого века Японская империя захватила самые густонаселенные западные китайские территории, включая Пекин.
И когда в Европе Гитлер еще только готовился к большой войне, в Азии она шла уже полным ходом. Советский союз помогал китайцам военной техникой, льготными кредитами, направлял советников.
«На сегодняшний день есть две хронологии. Это начало военных действий на азиатском театре и начало военных действий на европейском театре. Если мы попробуем их с вами синтезировать, мы, скорее всего, получим сроки 1931 – 45 или 1937 – 45 годы», - пояснил профессор, доктор исторических наук Сергей Воронин.
Год 1937 для китайцев связан не просто с началом японской оккупации, но и с одной из самых страшных трагедий во всей истории страны: Нанкинской резней. При захвате временной столицы Китая - Нинкина - японская армия в прямом смысле вырезала почти все его население. По разным оценкам, жертвами стали от 300 до 500 тысяч человек - почти все мирные жители города.
«В своем указе японский император Хирохито сказал, что они (жители Накина) являются не просто пленными, они не попадают под Женевскую конвенцию о защите пленных. И второй пункт указа императора, который гласит, что нужно наказать всех пленных жителей Нанкина за какие-то там антияпонские действия», - говорит и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин.
Большинство этих фотографий сделано самими японцами. Для них это были сувениры, которые подтверждали боевые «подвиги». События в Нанкине подробно освещались в японской прессе. И, пожалуй, апогеем стало состязание двух генералов императорской армии. Они соревновались в убийстве китайцев на скорость. Было как минимум два раунда. В последнем один генерал погубил 105, другой - 106 человек.
«Большинство вот таких официальных заявлений, которые делают японские историки проправительственные, они говорят: «ну да, была там какая-то заваруха в Нанкине, кого-то резали, но не 300 тысяч, как говорят китайцы», - говорит профессор МГИМО , доктор политологических наук Александр Панов.
«Китайцам обидно. Они поднимают вопрос, чтобы акценты все-таки были сменены, что Китай принимал, если не такое же, то очень важное участие во Второй мировой войне, тем более, что жертвы он понес самые большие», - говорит и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин.
«Убивай всех, грабь все, жги все!» - эту тактику придумал японский генерал Ясудзи Окамура и впервые применил ее в19 40-м году именно в Китае. Причем не только против китайцев. Например, в Маньчжурии репрессиям подвергались и потомки эмигрантов, которые бежали из России после революции.
Это одно из последних прижизненных интервью военного переводчика Анатолия Протасова. Он застал оккупацию Маньчжурии от первого до последнего дня. В том числе и работу специального отряда 731, который, подобно врачам третьего рейха, проводил опыты над людьми. В лабораториях разрабатывалось биологическое оружие, для чего использовали зараженных блох.
«Они провели эксперимент, что блоху можно сбрасывать только с высоты 250 метров. Если 300 метров, она разбивается. А в особых клиниках проводили опыты по обморожению рук и ног. Шансов выйти оттуда живым практически не было. После капитуляции Японии из застенков освободили всего 56 китайцев», - вспоминал в 2005 году военный переводчик Анатолий Протасов.
В 1949 году Протасов помогал следователям во время Хабаровского процесса. Тогда в СССР судили 12 бывших военнослужащих Квантунской армии. Всем дали от 2 до 25 лет. Впрочем, никто из 12 так и не отбыл наказания полностью. Даже осужденные на самые длительные сроки отсидели только 7 лет в довольно комфортных условиях, а затем вернулись в Японию. По сути, дело замяли.
«Китайцы говорят: «Все это делалось против нас, а мы не считаем нужным это включить. Все! А наши, когда зашевелились, американцы говорят: «А о чем говорить-то? Есть факты, что против вас было применено бактериологическое оружие? Нет, нету! Так чего вы трепыхаетесь?», - из интервью Анатолия Протасова.
Слишком быстро в мире началась новая война - Холодная. И в разных лагерях итоги Второй мировой трактовали по-своему.
«Если говорить об исторической правде, об исторических фактах, то победу в японо-китайской войне одержал Советский Союз», - отмечает историк Сергей Воронин.
Сегодня и для Москвы, и для Пекина итоги Второй мировой - острый политический вопрос. По сути, Россия и Китай добиваются одного и того же: не допустить перетягивания исторического одеяла в сторону Запада.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе