Американская юрта дипломатии

00:19 03/11/2015

Москва, 2 ноября. Когда с России снимут санкции? Возможен ли компромисс по Сирии между Вашингтоном и Москвой? И чего хочет госдеп от бывших советских республик в Центральной Азии? Обо всем этом госсекретарь США Джон Керри рассказал сегодня в эксклюзивном интервью телеканалу «МИР». Джон Керри принимал съемочную группу «МИРа» в юрте. Американцы сами возвели ее на территории посольства в Астане.

Бишкек, Самарканд, Астана, Душанбе и Ашхабад. Это пункты первого в истории турне главы госдепа США сразу по всем странам Центральной Азии. И везде прием на высшем уровне. Сегодня переговоры в Казахстане с Нурсултаном Назарбаевым.

«Самые большие инвестиции мы получили из вашей страны от компаний. Сегодня работает 500 компаний с участием американского бизнеса, и я надеюсь, что они довольны своей работой. Мы хотим продолжить такую работу», – заявил президент Казахстана.

И сегодня в Астане Джон Керри ответил на вопросы Аскара Алимжанова. Он возглавляет филиал телекомпании «МИР» в Казахстане.

Аскар Алимжанов, директор филиала МТРК «МИР» в Казахстане: Мы встречаемся в ходе Вашего Центрально-Азиатского турне в рамках формата 5+1. Для чего существует этот формат? Каковы его цели?

Джон Керри, государственный секретарь США: Настоящая причина заключается в попытке установить сотрудничество между странами, развивать его более эффективно. Я здесь для того, чтобы поработать над проблемами безопасности и борьбы с терроризмом, Афганистана и другими проблемами. Поговорить об общих интересах, о том, как мы можем вместе работать над созданием эффективной инфраструктуры, как мы можем сотрудничать в области образования и развивать инвестирование. Я думаю, что никто не вправе считать этот визит, связанным с чем-либо другим, например, выбором между Россией или Китаем. Я здесь не для этого. Я здесь, потому что у нас у всех есть общие интересы в создании возможностей для наших граждан.

Аскар Алимжанов: «То есть не большая игра, а небольшая выгода»?

Джон Керри: Именно! Хорошо сказано. Мне это нравится. Здесь нет никакой политической интриги. Это пойдет на пользу всем, включая Россию, Китай и другие страны. Мы все можем извлечь пользу, когда люди воодушевляются. Я считаю, что Казахстан, в частности, имеет очень впечатляющую политику, благодаря которой он не позволяет себя заставлять выбирать между странами, но развивается многовекторно.

Аскар Алимжанов: На недавно прошедшем саммите глав государств СНГ лидеры стран указали на возможность распространения террористической угрозы ИГИЛ через территорию Афганистана в страны Содружества. США сейчас присутствуют в Афганистане. Намерены ли они координировать свои действия в Центральной Азии со странами региона?

Джон Керри: Да, мы, конечно, планируем консультироваться и сотрудничать абсолютно со всеми странами, у которых есть интерес. Одни имеют общую границу с Афганистаном, а у других есть население, на которых может повлиять ситуация в Афганистане. Президент Обама недавно объявил о нашем решении продолжать сохранять военный контингент на уровне, который позволит помогать афганскому правительству, афганскому народу и позволит отбросить назад «Талибан». Мы надеемся на сотрудничество и помощь других стран, потому что считаем, что это пойдет на пользу всеобщей безопасности.

Аскар Алимжанов: Пару дней назад было объявлено об отправке некоторых американских войск в Сирию. Можете ли Вы рассказать нам подробности этого решения? И они действуют в сотрудничестве с российскими ВКС?

Джон Керри: Взаимодействие могущественных держав с развитыми военно-воздушными силами просто необходимо. Вы не хотите летать в одном воздушном пространстве без предварительной координации. Конечно, мы планируем координировать наши действия с Россией, но мы не хотели бы ограничиваться только этим. Мы хотели бы большего, но это зависит от России, от принятия ею решений по поводу политического аспекта достижения мира. Мы должны обсудить будущее президента Асада, мы должны найти политическое решение. Недавно в Вене прошло очень продуктивное совещание. Министр иностранных дел РФ Лавров сопредседательствовал на совещании. И Россия, и США смогли продвинуться в сторону политического решения достижения мира. Определенно, мы хотим сотрудничать, а не противостоять, но это зависит от выбора, который сделает Россия. Она находится там потому, что хочет найти политическое решение, или потому, что просто поддерживает режим Асада? Если ее единственная цель помощь режиму, решения не достичь. Так как Турция, Катар, Саудовская Аравия, сирийская оппозиция не остановят свою борьбу с Асадом, единственный вариант закончить войну – это предложить господину Асаду не сопротивляться созданию нового правительства. Таким образом, он сможет помочь спасти свою страну. Присутствие России только ради режима создает проблему в регионе.

Аскар Алимжанов: В начале конфликта на Украине взгляды РФ и США были диаметрально противоположны. Сейчас на Украине остановлено кровопролитие. Возможен ли компромисс между Москвой и Вашингтоном в отношении Украины?

Джон Керри: Украина не является вопросом компромисса, хотя я считаю, что компромисс с каждой стороны мог бы помочь. Но на самом деле это вопрос соглашения. Минское соглашение было достигнуто. Оно требует определенных действий со всех сторон: со стороны сепаратистов, со стороны России, со стороны Киева, и это очень важно, чтобы стороны придерживались достигнутых соглашений. Тяжелое вооружение должно быть отодвинуто назад, а международные границы должны оставаться неприкосновенными. ОБСЕ должно быть допущено к мониторингу ситуации. Международные наблюдатели должны присутствовать на выборах, да и выборы должны проводиться в соответствии с украинскими законами. Донбассу должен быть предоставлен особый статус. Все это должно произойти, и тогда санкции будут сняты, тогда мы сможем вернуться к отношениям, которые, я надеюсь, пойдут на пользу людям Украины и снизят напряжение, существующее в течение последних пары лет.

И к нам присоединяется директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

– Сегодня в интервью нашему каналу Госсекретарь США Джон Керри сказал, что санкции могут быть сняты с России, если Минские соглашения будут выполняться и на востоке Украины пройдут выборы по украинским законам в присутствии международных наблюдателей. Что это означает? что санкции могут быть скоро сняты? Нескоро? Или никогда?

Глеб Павловский, директор Фонда эффективной политики: Это скорее позитивное заявление, в нынешних американских условиях достаточно мягкое, но двусмысленное. Поскольку что понимать под «выборами по украинским законам»? Здесь вводятся дополнительно маневры Киева, которые затрудняют пока что договоренность, и речь на самом деле идет о неопределенно позитивном сигнале, вызванном, скорее всего, не украинскими событиями, а сирийскими, я думаю. То есть, это некоторый ответ со стороны США на усиление стратегических позиций России в ходе операции в Сирии.

– Никаких других условий для снятия санкций с России Керри сегодня не назвал. Означает ли это, что их нет?

Глеб Павловский: Надо понимать, что санкции – это не какой-то жесткий список на самом деле, а определенный режим, внутри которого идет маневрирование, внутри каждого пункта. Здесь предстоит так или иначе торг. Они вводятся легко, а снимаются медленно. Конечно же, отмена санкций будет зависеть от очень многих условий, и далеко нынешняя американская администрация не пойдет. Но ей осталось не так долго.

– Есть ли сегодня шанс на разрядку в отношениях России и США, как когда-то в 70-е?

Глеб Павловский: Я бы не стал говорить сегодня о разрядке как таковой. Разрядка – это понятие из прежней эпохи. Попытка ее применить, как мы помним, в виде перезагрузки не удалась. Сегодня надо говорить скорее о возобновлении полноценного стратегического диалога Запада и России, США и России, в частности.

– Керри сказал сегодня, что США планируют координировать свои действия в сирийском воздушном пространстве, но при этом главный вопрос – это по-прежнему судьба Асада. Может ли быть какой-то компромисс?

Глеб Павловский: Компромисс сейчас подчеркнуто исключается западной стороной. Позиция России, конечно, не достаточно прояснена. Но она состоит в том, что Асад не является вопросом принципа. А со стороны Запада сроки его пребывания у власти превращаются в принцип, что довольно искусственно.

– Понятно, что у России и США совершенно разные подходы к решению основных мировых проблем. Разные концепции. Но само развитие событий может научить эти две системы просто сосуществовать?

Глеб Павловский: В современном мире нет двух систем. Впрочем, в современном мире нет и одной системы. Прежний мировой порядок разрушен, дезинтегрирован, а нового не возникло. Так что в этих условиях надо говорить скорее о создании зоны договоренности между Россией и США, Россией и Европой по конкретным вопросам, на мой взгляд.

– Джон Керри в интервью нашему каналу сразу подчеркнул, что его турне по странам Центральной Азии не имеет цели поставить государства региона перед выбором, с кем дружить – с США, Россией или Китаем. И все-таки, соперничество в регионе усиливается?

Глеб Павловский: Конечно, Джон Керри лукавит. Последние шаги США многие в Азии направлены именно на сдерживание Китая. И поездка Керри здесь не исключение.

– А как вы думаете, государствам Центральной Азии удастся извлечь выгоду, в первую очередь, экономическую, из такого внимания к ним со всех сторон?

Глеб Павловский: Они довольно успешно это делают. Как раз вот в таких ситуациях, как сегодня, выигрывают всегда малые и средние государства. А большие, увы, оплачивают всю «пирушку».

В свою очередь корреспондент «МИР 24» Василий Кондрашов вспомнил основные факты из биографии госсекретаря США. Так, например, через месяц Джону Керри исполнится 72 года. Он почти на 20 лет старше Барака Обамы.

Отец – дипломат, мать – из того самого богатого американского рода Форбсов. Детство – в элитных школах Швейцарии и Франции. Юность в Йельском университете. Играл в хоккей, выступал в рок-группе. В общем, образцовый американский юноша. Еще и оппозиционер. Он стал им, вернувшись из Вьетнама, где на спасательном катере подбирал подбитых американских летчиков. Был трижды ранен. А в 72-м бросил свои боевые награды на ступени Капитолия. Среди других ветеранов Вьетнама, выступивших против войны: «Я полагаю, что люди, отдававшие нам приказы, люди, замалчивавшие бомбардировки территорий, я думаю, что согласно букве закона эти люди – военные преступники».

Спустя годы будучи сенатором Керри немало сделал для восстановления отношений между Вьетнамом и США.

В 2004 году Керри баллотировался на пост президента, но с минимальным отрывом проиграл республиканцу Джорджу Бушу-младшему. А потом активно критиковал военные действия США в Ираке.

На выборах в 2008 году Керри поддержал товарища по партии Барака Обаму. А во время его второго срока возглавил Госдеп.

На Родине его главным достижением часто называют успех переговоров по Ирану. А вот в отношении России известен своей жесткой позицией.

Керри – отец пятерых детей от двух жен. Нынешняя супруга – бывшая переводчица в ООН. Еще Керри как-то признавался, что хотел стать католическим священником. Но и сейчас госсекретарь всегда возит с собой четки, молитвенник, розарий и медаль Святого Христофора.

А теперь Джон Керри будет возить с собой еще и значок телекомпании «МИР». Более того, он пообещал, что обязательно наденет его на следующих переговорах со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «МИР» – это то, чего дипломатам сейчас не хватает.

«Это прекрасно. Я сохраню его на память. Большое-большое спасибо», – подчеркнул Керри.