В Париже несколько дней подряд звучало имя Владимира Высоцкого. Его вдова, известная актриса Марина Влади, пустила свое имущество с молотка. В основном - вещи, связанные с Высоцким. Содержать дом ей уже непросто, поэтому она решила порвать с прошлым и перебраться в более скромное жилье. В России к этому шагу отнеслись неоднозначно. Кто-то даже обвинял актрису в желании нажиться на имени поэта. Как прошел аукцион и кому достались проданные реликвии, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
«Это очень волнительное, очень трогательное стихотворение, которое состоит всего из нескольких строчек. Оно датировано 11 июня 1980 года». Это кульминация торгов: аукционист представляет публике лот, который через пару минут произведет сенсацию. Оригинал последнего стихотворения Высоцкого, написанного на рекламной открытке за полтора месяца до смерти. Стартовая цена - 8 тысяч евро.
Лот за 200 тысяч евро купила женщина, сидящая во втором ряду. Супруга уральского бизнесмена Андрея Гавриловского.
«Он большой, преданный поклонник Владимира Высоцкого. Он построил в Екатеринбурге небоскреб, который назван «Высоцкий», там находится музей поэта», - говорит жена Андрея Гавриловского Светлана.
В Екатеринбурге - тогда еще Свердловске - Высоцкий бывал всего дважды. С городом его связывают лишь выступления и многочисленные поклонники,
среди которых и владелец небоскреба. Сама башня, как и ее название, - хорошо узнаваемый бренд. 25 января, в день рождения поэта, в местном музее можно будет увидеть новые экспонаты из Парижа. Кроме стихотворения, еще несколько икон и ювелирных украшений.
На все это Андрей Гавриловский потратил 365 тысяч евро - больше 25 миллионов рублей. Правда, в Екатеринбург бизнесмен вряд ли повезет их сам: он находится в розыске по подозрению в мошенничестве.
Впрочем, сейчас больше внимания обращают на другое: какой будет судьба проданных экспонатов.
«Я абсолютно уверен, что они окажутся в России, надеюсь, что у людей вменяемых, с которыми я смогу контактировать», - говорит директор ГКЦ им. Высоцкого Никита Высоцкий.
Младшего сына поэта Никиту Высоцкого многие ожидали увидеть в аукционном зале. Однако он сразу дал понять, что ни сам лично, ни музей, который возглавляет, в торгах участвовать не будут.
«Если бы была ситуация не аукциона, я уверяю вас - то, что связано с Высоцким, конечно, мы бы выкупили, нашли бы такую возможность, но коль скоро это аукцион, в аукционе государство участвовать не может», - пояснил он.
Самым дорогим и обсуждаемым лотом изначально считалась посмертная бронзовая маска поэта. Именно она была неформальным брендом аукциона. Цитируя мемуары Марины Влади, аукционер заставляет зал замереть и назначает цену 20 тысяч евро. Несколько мгновений и, кажется, наступает всеобщее разочарование. Маску продали за 55 тысяч евро. Новый хозяин бронзовой маски остается неизвестным. Его представитель подтверждает лишь, что лот купил кто-то из русских, поэтому реликвия, скорее всего, отправится в Россию.
«Думаю, цена, конечно, не соответствует уровню предмета. Этот предмет должен стоить, на мой взгляд как эксперта, 300 тысяч», - говорит эксперт по русскому искусству, представитель покупателя маски Артур Гамалий.
Бронзовых посмертных масок Высоцкого было всего три. Причем две из них когда-то хранились в Театре на Таганке. Одна сейчас - в краснодарском Доме творчества Высоцкого, следы другой теряются.
Незадолго до аукциона Влади просили не продавать маску, а передать ее в театр. Но актриса своего решения расстаться с прошлым не изменила. Для нее брак с Высоцким был и счастливым, и очень непростым. Фактически семейная пара жила между Францией и СССР. Что ни адрес, то, как правило, - полон дом гостей, желание взять от жизни как можно больше. Что не всегда нравилось художественному руководителю Театра на Таганке.
«Появилась Марина - он стал уезжать. Марина ему показала весь мир. Начались конфликты с Юрием Петровичем Любимовым, потому что он не приезжал – а ведь на него Юрий Петрович рассчитывал», - говорит актер Театра на Таганке, заслуженный артист России Алексей Граббе.
Осколки той яркой жизни, о которой знал почти весь Советский Союз, уходят с молотка на ура. Каждая из фотографий собирает по несколько тысяч евро. Чуть дешевле продаются открытки, бижутерия и другие подарки, которые друг другу дарили супруги. Шкатулка обошлась новой хозяйке всего в 250 евро. «Оказалось, что там полно сюрпризов. Есть календарик за 1989 год. Есть два значка радио «Юность» и две копейки» - говорит Наталья Кавайе.
Скромный советский актер с зарплатой в 150 рублей во Франции оказывался в мире роскоши и почти бесконечной свободы, которой никогда не знал в СССР. В фешенебельный парижский пригород Мезон-Лаффит Марина Влади впервые привезла его в 1973-м. Там ее родовое гнездо, которое она теперь собирается покинуть.
В Мезон-Лаффит Марина Влади прожила больше 60 лет. Когда ей было 15, она купила этот шикарный особняк на свои первые гонорары за съемки в кино. Именно здесь бывал Владимир Высоцкий. Уже потом, после его смерти, Влади продала этот дом и купила гораздо более скромный по соседству. Сегодня она гостей принимает редко, общаться с журналистами отказывается наотрез.
Она открывает ворота лишь самым близким, которых у нее почти не осталось. Но в этот день пригласила новых знакомых, в том числе Светлану Гавриловскую. Она одной из последних посетила дом, у которого скоро будет другой хозяин. «Книги, собаки - очень интеллигентного человека дом, это сразу чувствуется. Дух такой очень хороший в доме», - делится впечатлениями женщина.
Аукцион принес актрисе более 600 тысяч евро. Влади переберется в маленькую квартиру поближе к Парижу. В Мезон-Лаффит, возможно, когда-нибудь откроют музей.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе