Кому помешал Шоанинский храм?

22:22 06/12/2015

Нальчик, 6 декабря. Религиозные экстремисты, возможно, проявили себя в Карачаево-Черкесии. Там ищут вандалов, которые осквернили одну из самых известных в республике христианских святынь - Шоанинский храм в селе имени Коста Хетагурова. От рук налетчиков он страдает уже не впервые, однако преступники, как правило, остаются безнаказанными. Кому мог помешать храм, выясняла корреспондент «МИР 24» Марина Сасикова.

Вместе с отцом Евгением поднимаемся к Шоанинскому храму. Христианская святыня. ХХ век. Византийская архитектурная школа. Храм время от времени привлекает вандалов и поджигателей.

Буквально недавно в канун праздника дня Святого Георгия неизвестные взломали замок на дверях и проникли внутрь. Пол вскрывали в нескольких местах. Повсюду пробоины. В одном из углов черные копатели искали более основательно – там вырыли яму глубиной метр и даже разобрали камни, которыми укреплялось основание храма.

Храм хоть и старейший в России, круглосуточной охраны здесь нет.

«Ночью опасно здесь. Еще холодно притом. Ночью здесь никто не будет», – говорит сторож Михаил Урусов.

Михаил Урусов присматривает за храмом днем. Он первым обнаружил, что святыню разорили, и вызвал полицию.

«Все, что есть в монастыре, ничего не тронуто. Никаких повреждений, кроме того, что разобрали пол», – поясняет начальник отделения дознания Карачаевского района КЧР Аслан Гочияев.

Следствие склоняется к версии, что здесь побывали черные археологи. Вероятно, искали предметы старины. Впрочем, этот мотив пока тоже весьма сомнительный.

Осетинское село Коста Хетагурова в горах Карачаево-Черкесии появилось в 1865 году. Тогда Ливан Хетагуров, отец Косты, известного осетинского поэта и просветителя, написал прошение императору Александру II с тем, чтобы осетинам выделили здесь участок для земледелия и постоянного места проживания. Император просьбу услышал. С тех пор храм и стал местом молитв для прихожан села.

Жители села Коста Хетагурова не раз были свидетелями актов вандализма над святым местом. Более того, камень с изображением святого Георгия на въезде в село разбивали несколько раз.

«Лично мое объяснение, это вот религиозная нетерпимость. Другого объяснения нет. У христианина никогда рука не поднимется. Это или провокаторы, или фундаменталисты. Бородачи, как их называть. Они верные, остальные значит неверные», – считает местный житель Аслан Баскаев.

Четыре года назад в Карачаево-Черкесии прокатилась волна поджогов христианских святынь. Спустя полгода, вновь перед праздником святого Георгия, подожгли и Шаонинский храм. Никого из преступников тогда не нашли.

«Все иконы сняли со стен и использовали как растопку для костра. По периметру храма была налита горючая жидкость. Но большого пожара не получилось», – рассказывает протоирей Благочинных храмов южного Карачаево-Черкесского округа Евгений Субтельный.

Представители духовенства и властей посчитали тогда произошедшее чистой воды политической провокацией, которая направлена на дестабилизацию обстановки в республике. И никакого отношения поджоги к межрелигиозной розни, по их мнению, не имели.

Хотя Карачаево-Черкесия регион сложный. Так сложилось исторически. Тысячу лет назад эта территория входила в государство аланов. Тогда как раз и был построен Шоанинский храм. Позже сюда вторглись крымско-татарские войска. В начале XIX века эти земли оказались в составе России. В итоге по соседству живут очень разные народы. В основном, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайские татары. Религиозный состав тоже неоднородный. Главным образом здесь исповедуют ислам и православие.

«Все-таки напомню еще раз, что карачаевцев, балкарцев и еще ряд национальностей, в том числе чеченцев и ингушей, высылали, депортировали оттуда. Потом они вернулись в 50-е годы. Их земли были заняты, например. Не всегда это делалось в том формате, который существовал до депортации. И так далее. То есть постоянно накапливались противоречия», – поясняет политолог, востоковед Карине Геворгян.

Шоанинский храм каждый раз восстанавливали. Нередко жители села. В 2011 году после поджога они сами меняли пол, чинили кровлю, чистили стены от копоти. А сейчас снова нужен ремонт.

Музей-заповедник Карачаево-Черкесии, который несет ответственность за памятник истории и культуры, не может заняться его реставрацией. Нет денег. Но здесь категорически против, чтобы это делали волонтеры.

«Незаконны их мероприятия, потому что там не положены деревянные полы, двери – это противоречат противопожарной безопасности. Это их самовольное участие. Конечно, плохо, что он разрушается. Но так как памятник наш – собственность республики, и недостаточно финансирования, мы не можем собственными силами, силами музеями выполнять реставрационные работы», – говорит главный хранитель недвижимых памятников Государственного музея-заповедника КЧР Галина Галактионова.

Получается, храм, который выстоял даже после нашествия Тамерлана и теперь мог бы стать местом паломничества для верующих, туристов и просто ценителей старины, разрушается временем и вандалами.