Спасаем, как можем: почему в России горят больницы и гибнут люди

16:22 14/12/2015

Москва, 14 декабря. Во всех храмах Воронежской области проходят панихиды по жертвам пожара в Новохоперском психоневрологическом диспансере. В регионе в понедельник день траура: приспущены государственные флаги, отменены все развлекательные мероприятия. К сожалению, подобные трагедии случаются с пугающей периодичностью. О самых крупных - в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Ольги Климкиной.

«Все выключено, дыму полно, все горит. Мы там работаем, поэтому ориентируемся, знаем, где что. Как могли, вытаскивали больных из палат», - рассказывает санитар психоневрологического интерната Борис Быценко.

«Спасали, как могли» - с ужасом вспоминают санитары Новопехорского психоневрологического интерната. Кого-то выводили, кого-то выносили на руках. 24 пострадавших, 50 спасенных. Эти цифры на счету медиков учреждения и пожарных. 23 пациента погибли. Фактически сгорели заживо на больничных койках.

«Очаг пожара находился в отделении, где лежачие больные», - сказал начальник ГУ МЧС России по Воронежской области Игорь Кобзев.

Очередная трагедия прошла по уже привычному сценарию. Корпус интерната, построенный в селе Алферовка Воронежской области около полувека назад, загорелся в считанные минуты. В огне оказались тяжело больные люди. Многие не могли ходить. Некоторые в тот момент были привязаны к кроватям или находились под воздействием сильных лекарств.

До сих пор 17 человек находятся в районной больнице. Шестеро из них в реанимации. Никаких прогнозов об их состоянии врачи пока не делают. «Все с отравлением угарным газом, один человек - с термическим ожогом третьей степени», - уточнила заместитель главного врача Новохоперской ЦРБ Нина Бондаренко.

Следователи начали проверку. Выяснили, что пожар возник в одной из палат. Пока выдвигают две версии: неисправность электрической проводки и неосторожное обращение с огнем. Возможно, кто-то из пациентов закурил в кровати. С этим спорят медики, они уверяют, что за своими подопечными следили и днем, и ночью. «Спички ни в коем случае не даем пациентам, это исключено», - подчеркнула санитар Новопехорского психоневрологического интерната Надежда Сухарева.

После трагедии местные власти объявили: каждый пострадавший в пожаре получит по 100 тысяч рублей. В пять раз больше в качестве компенсации выдадут родственникам погибших. Спасатели добавили: в интернате была установлена пожарная сигнализация, а персонал прошел курс обучения по спасению пациентов. Благодаря этому выживших больше, чем погибших.

Другой точки зрения придерживаются в Москве. Трагедией в Воронежской области заинтересовались депутаты Госдумы. Они уверены, что жертв можно было избежать.

«Все указывает на то, что учения, которые проводились этой осенью, были неэффективны, не учитывали специфику учреждения и то, что больные люди не способны сами за себя постоять», - считает депутат Госдумы, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов.

Пожар в воронежском интернате пополнил печальную статистику по всей России. Практически каждый год подобные трагедии происходят в разных регионах. В апреле 2014 года произошел пожар в реабилитационном центре для наркозависимых в Алтайском крае – 8 погибших. В сентябре 2013-го загорелся психоневрологический интернат в Новгородской области - 37 пациентов стали жертвами огня. В мае того же года в городе Энгельс Саратовской области четыре человека погибли в огне в наркологическом диспансере. За месяц до этого 38 человек - пациенты и санитарки - погибли во время пожара в психбольнице в поселке Раменском Московской области.

После каждой подобной трагедии власти, пожарные и медики обещают навести порядок, экстренно начинают проверять социальные учреждения и наказывать главврачей за нарушения техники безопасности. Но проходит время, шум утихает, ситуация остается прежней. По мнению экспертов, изменить ее могут только крупные суммы.

«То, что происходит, - прямое следствие резкого сокращения бюджетных средств на психиатрическую службу. Для нормального функционирования она требовала удвоения процента ВВП, а ее сократили еще на треть», - отмечает президент Независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко.

Жертвами пламени в больницах, интернатах и диспансерах становятся, в первую очередь, тяжело больные люди, нередко лежачие. Многие почти все время находятся под воздействием сильнодействующих препаратов. Если пожарные не доберутся до таких пациентов в первые же минуты, люди обречены сгореть заживо.

Как, например, пациенты раменской психиатрической лечебницы в апреле 2013 года. «Этим пациентам по всем протоколам лечения обычно на ночь вводят дозу седативного препарата, чтобы они могли перенести ночь», - пояснила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Транквилизаторы и решетки на окнах: в психбольнице сгорели 38 пациентов

Еще два года назад Министерство здравоохранения заявило: деньги на ремонт зданий лечебных учреждений, в которых люди находятся постоянно, выделены. Но хватит их не на всех. Сотни диспансеров и интернатов по всей России до сих пор потенциально опасны для своих пациентов. Значит, новая трагедия может произойти в любую минуту.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в России более 10 психоневрологических диспансеров, которые находятся в аварийном состоянии. Еще 39 требуют капитального ремонта. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Сибири, на Дальнем Востоке, в Тыве и Забайкальском крае.

В связи с этим глава МЧС России Владимир Пучков потребовал до конца декабря провести учения на всех объектах с круглосуточным пребыванием людей, сообщает ТАСС.

Советник председателя Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества Денис Себенцов пояснил, почему, на его взгляд, происходят такие трагедии.

Денис Себенцов: В данном случае рассматриваются две версии - неосторожное обращение с огнем или проблемы в электрике. Как этого избежать? Следить за системой электрики в зданиях и соблюдением режима, чтобы у больных не было доступа к спичкам и горючим материалам.

- Далеко не все знают, как правильно вести себя при пожаре. Расскажите, пожалуйста, что делать?

Денис Себенцов: Надо быть внимательным, при малейших подозрениях на пожар, надо пойти и проверить. В начале возгорания затушить его может оказаться довольно простым делом. Если это невозможно, то надо срочно сообщать в экстренные службы по телефону 01 или 112. Важно развивать по стране систему мониторинга, сигнализация должна быть напрямую выведена на пульт 01, 112 или на ближайшую пожарную часть.

Как ранее сообщал «МИР 24», сильный пожар произошел в ночь с воскресенья на понедельник в Нерехтском районе Костромской области. Сгорел частный жилой дом, погибла семья из шести человек, четверо из которых дети. Следователи выясняют причины происшествия. Известно, что семья приобрела дом в малонаселенной деревне совсем недавно и проживала там всего несколько дней, сообщила пресс-служба губернатора Костромской области.

Сегодня стали известны новые подробности пожара в городе Лянтор Хантымансийского автономного округа. Как заявили в местном Следственном управлении, погибшие подростки употребляли алкоголь. Уже установлены магазины, где они купили выпивку. Их владельцы привлечены к ответственности за продажу спиртного несовершеннолетним. Трагедия произошла в ночь на 6 декабря. Загорелась баня в дачном поселке около города Лянтор. Погибли 8 подростков, отмечавших день рождения подруги. По предварительной информации, они отравились угарным газом. После этого происшествия губернатор округа Наталья Комарова поручила направить усилия на организацию свободного времени подростков, особенно в вечерние часы.