Штат Айова в который раз подтвердил политическую непредсказуемость и роль личности в истории. В ходе президентского кокуса нынешнего года в Айове фавориты обеих партий Дональд Трамп и Хиллари Клинтон понесли ущерб от своих же активистов, которые предпочли им конкурентов, пишет NPR.
Для обоих лидеров грандиозная победа в Айове означала бы верный путь на президентские выборы. Не вышло! Теперь и Трампу, и Клинтон придется долго и упорно бороться с коллегами, которых они уже было исключили из числа соперников.
Трампу, наверное, потяжелее пришлось - до сих пор ему везло с самого прошлого лета, когда он вообще вступил в борьбу. Клинтон уже испытывала трудности в последние недели, когда испарилось ее преимущество перед Берни Сандерсом.
Республиканские лавры сорвал Тед Круз, сенатор от штата Техас, любимец и певец твердолобых консерваторов в СМИ и интернете. Он получил на кокусе 28%, обойдя Трампа на 4%. А всего на 1% от Трампа отстает сенатор от штата Флорида Марко Рубио, так резко в эти недели поднявшийся.
Вокруг Трампа в момент его речи была атмосфера разочарования – после полугодичного лидерства в республиканской избирательной кампании, с такими амбициями и широкими обещаниями. В понедельник он был краток и быстро удалился со сцены, напомнив сторонникам, сколь высоко он взлетел с прошлого лета, когда был новичком, и умолчав о своем испорченном январском старте.
Что ж, теперь Трампу впервые придется вступить в настоящую борьбу на публичной сцене. Все знают, что он способен на многое – пусть покажет. Вот Круз, между прочим, выдержал несколько недель перекрестного огня – со стороны как Трампа, так и Рубио. Трамп называл Круза «полным лжецом», когда тот его обвинил в поддержке широких социальных программ президента Обамы. А Рубио затеял войну плакатов с Крузом, пародируя его лозунг «Мне доверяют» как «Я рассчитал».
Круз одержал победу благодаря линии, которая до него помогла таким видным консерваторам, как Рик Санторум в 2012 году и Майк Хакаби в 2008 году – обращение к религиозным избирателям-евангелистам. Эта благодарная паства составляет порядка 60% республиканских избирателей на кокусе. На их-то плечах и въехал Круз в добрую успешную дюжину, к которой принадлежат Санторум и Хакаби.
Что в это время в демократическом лагере? Демократы Айовы, вообще-то, провозгласили Клинтон фавориткой – да только с очень уж маленьким отрывом от Сандерса: 69 957 голосов против 69 549. Еще не определились 228 избирателей кокуса – правда, Сандерсу этого не хватит. Пересчета не полагается. Внутри штата, в маленьком графстве Колхаун, демократические участники кокуса поделились поровну - 200 на 200, чтобы никому не было обидно.
Подобно своему мужу Биллу в его президентскую кампанию 1992 года, Хиллари Клинтон вышла на сцену в 11:30 вечера с «глубоким вздохом облегчения», не торопясь, однако, трубить о своей победе – она была подтверждена только через несколько часов. Клинтон также привлекла внимание, оттеснив от телекамер Круза, который из-за этого не успел закончить речь победителя. Вскоре последовала речь Сандерса, который, как и она, не лез в победители, а сфокусировался на своем успешном росте.
Однако для прочих кандидатов, которые тоже на что-то надеялись, в Айове чуда не случилось. «Снялся» по ходу дела демократ Мартин О"Мэлли, губернатор штата Мэриленд, который было эффектно дебатировал с Клинтон и Сандерсом, но так и не вышел в первый ряд ни в Айове, ни на федеральном уровне. А вскоре после него отложил борьбу Хакаби, для которого, кажется, «главное было не победа, а участие». Также вяло подергался, да и угомонился весь второй ряд кандидатов: Джим Гилмор, Рик Санторум и Карли Фиорина. Санторум пообещал впредь бороться «за каждое графство Южной Каролины», а Фиорина поведала о наличии у нее «стратегии на 50 лет вперед».
Еще надеются на реванш Джеб Буш, Джон Касич, Рэнд Пол и Крис Кристи, которые, правда, фокусируются уже не на Айове, а на Нью-Гэмпшире. Однако там им придется конкурировать не только внутри своей четверки, но прежде всего с самим Рубио, на которого как раз ставят все, кто надеется остановить Трампа и Круза.
В начале финального вечера СМИ еще отдавали предпочтение Трампу и Клинтон. Еще казалось, что они легко победят – благодаря тому, что именно Трамп обеспечил республиканцам такой рекордный взлет, а в рядах демократов возобладали избиратели в возрасте и с опытом. Но хотя первые цифры и обманули комментаторов, подлинный анализ избирателя мог бы помочь предугадать результаты.
Беспрецедентный взлет республиканской популярности (наполовину по сравнению с 2012 годом) дал не только Трамп, но и яростная борьба его конкурентов. Ну, а демократы, что ж – и вправду разделились по возрасту. Сандерс обошел Клинтон со счетом 9 к 1 у молодых избирателей до 30 лет, а Клинтон получила две трети голосов пожилых демократов старше 65.
Результаты Клинтон и Сандерса отличаются на какой-то жалкий процент, и штаб Сандерса уже выразил сомнения в честном подсчете голосов, утверждая, что с организационной работой у Демократической партии в Айове есть проблемы. Последние голоса, как и сообщения о нарушениях, поступали до утра, но изменить уже ничего не могли. Будут ли заявлены жалобы, до конца кокуса оставалось неясным.
Подробнее в сюжете: Выборы президента в США