Москва, 14 февраля. КНДР по-прежнему остается настоящим заповедником коммунистических идей. Как попасть в самую закрытую страну мира, и что там можно увидеть? Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров решил подыскать себе туристическую путевку.
Путешествие в КНДР было решено начать с себя, а точнее со своего внешнего вида, испытать на себе неповторимый северокорейский стиль. За основу были взяты фотографии лидера Ким Чен Ына из интернета. Правда, такого замечательного френча нет, зато есть поло, кардиган тоже такого синего цвета и с двумя карманами. После этого следующий шаг – сделать такую же стрижку, как у Ким Чен Ына. По словам парикмахера, это стрижка 70-х годов. Называется «бокс», или «полубокс».
В корейском списке модных причесок – 12 мужских и 18 женских моделей. Стрижка под вождя стоит особняком. Ее создание, по мнению московского мастера, долгий, кропотливый труд: «Здесь переход очень плавный. А когда бритый бокс, то очень тяжело на нет сводить. Я вам сделаю более современную. Буду оставлять чуть-чуть волос по бокам и на затылке».
В итоге получился более европейский вариант той самой прически. Не жарко, хорошая вентиляция, свежо. Теперь все готово для восприятия идей чучхе.
Чучхе переводится с корейского как «опора на свои силы» или «самобытность». Зародилась как национально-освободительная идея, когда в 30-х годах прошлого века будущий лидер Ким Ир Сен возглавил партизанское движение в борьбе с японскими колонизаторами. После Второй мировой Северная Корея стала независимой, но оказалась в зоне влияния СССР. И вскоре чучхе начали рассматривать как разновидность марксизма-ленинизма, только с корейским колоритом.
«Идея – иметь великий замысел. Идея – поклоняться народу как небу. Марксизм-ленинизм – только одна треть», – поясняет кандидат социологических и политологических наук КНДР Вадим Кузьмин.
Корейцы считают чучхе научным мировоззрением. Вот основы местной философии: человек – властелин мира, природа – объект труда и материальный источник жизни, а сознание – высшая функция мозга. Но при этом в республике ввели летоисчисление чучхе от рождества кимирсенова, то есть с 1912 года. Есть и другие, почти религиозные мотивы.
«Каждому человеку дается две жизни, считается в чучхе. Одна жизнь – это физическая, которую дают отец с матерью. А вторая – общественно-политическая. Согласно идеям чучхе, человек в общественно-политической жизни может достичь абсолютного бессмертия», – рассказывает кандидат социологических и политологических наук КНДР Вадим Кузьмин.
Заявки от частных лиц посольство Северной Кореи не принимает. Единственный способ получить визу – прийти в турагенство. Одно из них находится в Москве. На входе встречает симпатичная картонная девушка. Вместо рекламных проспектов – объемные альманахи. Сотрудница турагентства предупреждает: поездка будет насыщена экскурсиями, в добровольно-принудительном порядке.
«Если вы из-за лени просто не хотите посетить, то они будут очень сильно переживать и спрашивать, как Вы себя чувствуете? Они очень-очень трепетно к этому относятся. И всеми, всеми уговорами Вас заставят пойти на экскурсию. То есть совесть вас замучает, и вы пойдете на экскурсию», – рассказывает представитель турагенства Галина Тен.
Документы потребуются те же, что и для шенгена. При въезде придется сдать мобильный телефон, впрочем, привычной связи и интернета в республике все равно нет. А вот цена за поездку высокая. Минимум 1800 евро за 6 дней. Сервис на любителя.
Известный блогер Сергей Доля был в КНДР несколько лет назад. Ему разрешили оставить фотоаппарат, но при этом его постоянно сопровождали гид и сотрудник госбезопасности.
«Есть даже международный спорт, когда туристы пытаются выйти без гида. Мировой рекорд, насколько я помню, около 12 минут, когда людям удается продержаться на улице без гида», – говорит блогер Сергей Доля.
Сопровождающие внимательно следили, чтобы Сергей не снимал ничего лишнего. А лишним считается все, что не имеет парадный вид.
Зато на официальных мероприятиях снимать можно сколько угодно. Тем более, массовые шоу корейцы умеют устраивать как никто другой. Вот праздник Ариран, посвященный рождению Ким Ир Сена. Самый большой в мире стадион. 150 тысяч зрителей и 20 тысяч актеров. Вместо электронного экрана смена табличек в руках участников.
К таким выступлениям участники готовятся 365 дней в году. Ежедневные тренировки начинаются прямо с утра. Все действия отрабатываются до автоматизма.
Вообще, коллективизм и трудолюбие – это две главные северокорейские добродетели. Особенно ценятся в военном деле. Вот, свои навыки показывает корейский спецназ. Некоторые элементы – за гранью понимания.
Иностранцев удивляет и отношение жителей республики к своим вождям. Этот сюжет корейского телевидения о смерти предыдущего руководителя Ким Чен Ира в свое время стал хитом интернета.
Хотя чучхе – продукт внутреннего потребления, у этой идеологии есть адепты за рубежом. Виталий Лебедев – активист группы солидарности с КНДР. Съездил в Пхеньян, привез оттуда френч со значком и проникся революционными идеями. Теперь рисует картины.
«Моя идея, посвященная идеям сунгун, единство армии и народа. Изображена зенитная система, аналог Шилк, которая сбивает американский самолет F-22 Raptor», – поясняет активист группы солидарности с КНДР Виталий Лебедев.
Интерес к Северной Корее проявляют и в Беларуси. Одна из местных турфирм для рекламы туров в Пхеньян создала в соцсетях страничку от имени вымышленного жителя республики Ким У До, которая за короткий срок собрала 8 тысяч лайков.
«Некоторые считают, что Ким У До – реальный человек. Спрашивают, женат ли он, как с ним можно встретиться», – поясняет представитель турфирмы Ирина Баранова.
Что касается нашей поездки в КНДР, то ее перспективы пока туманны. Выяснилось, что с журналистами у властей республики разговор особый.
«Ну журналисты запрашиваются в посольство по-другому. Мониторят, просматривают концепцию вашего канала и принимают решение», – рассказывает представитель турагенства Галина Тен.
Да и в последние три недели посольство не выходит на связь. Видимо, в нынешней политической ситуации Северной Корее не до туристов.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе