С неба на Землю: после года в космосе – в казахстанскую степь

14:31 09/03/2016

Рано утром 2 марта транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМА-18М» успешно отстыковался от МКС и доставил на Землю трех космонавтов: командира экипажа Сергея Волкова, а также Михаила Корниенко и астронавта NASA Скотта Келли, которые провели на борту Международной комической станции целый год. «МИР 24» воочию наблюдал за операцией из Центра управления полетами.

Все, что запланировали в ЦУПе на эту ночь и утро, было выполнено точно по плану c разницей в несколько минут: 00:40-01:00 – закрытие переходных люков между ТПК «Союз ТМА-18М» и модулем «Поиск», 04:02 – расстыковка, 06:32 – включение двигателя на торможение, 06:37 – выключение двигателя, 07:02 - вход спускаемого аппарата в атмосферу, 07:04 – начало управляемого спуска. В 07:11 была дана команда на раскрытие основного парашюта и, наконец, в 07:29 – произошло приземление аппарата в районе города Жезказган в Казахстане.

Помните знаменитый фильм «Чародеи» Константина Бромберга? Попав в здание легендарного ЦУПа, начинаешь чувствовать себя, как герой Семена Фарады в НУИНУ. Это еще один оплот фундаментальной советской науки, прошедший сквозь 25 лет практически в законсервированном виде – во всяком случае, на первый взгляд. Тут действительно творятся чудеса – из этого серого неприступного здания ведется управление космическими аппаратами гражданского назначения.

На входе ожидаемо встречают тетушки-охранницы, далее – просторный холл, с пола до потолка выложенный желтовато-серым мрамором, самый обыкновенный гардероб, самая обыкновенная лестница, самые обыкновенные шикарные люстры, самые обыкновенные коридоры, за которыми зорко следят самые обыкновенные охранники почтенного возраста. Шаг влево – шаг вправо, и обнаруживаешь, что из-за прозрачных дверей кто-то внимательно на тебя смотрит.

Самое знаменитое место Центра – вот этот зал. Бежевые стены, декор под темное дерево. Внимание привлекает потолочное освещение в виде геометрических фигур, расположившихся вокруг двух восьмиугольников – один в другом. Огромный зал, известный многим по кадрам новостей, напоминает театр. Высокий потолок, ряды рабочих мест внизу, вместо сцены – экраны. Сзади – балкон с рядами кресел и столами. Оттуда мы и наблюдаем за происходящим.

«Народа что-то совсем мало сегодня», – переговариваются охранники. Действительно, несмотря на ажиотаж среди прессы, рабочие места внизу наполовину пустуют. Объясняется это тем, что многие специалисты, участвующие в процессе, работают из своих кабинетов и скрыты от посторонних глаз.





На экранах периодически появляются видеокадры происходящего на МКС. Время близится к часу ночи, и на станции начинается прощание экипажей. Россияне Сергей Волков, Михаил Корниенко и американец Скотт Келли отправляются на Землю посредством ТПК «Союз ТМА-18М». Корниенко и Келли в голубых футболках, командир экипажа Волков – в синей. Остальные космонавты одеты в зеленые. С экранов космонавты кажутся совсем не напряженными, они улыбаются в камеру и обнимаются на прощание. Впереди – почти семичасовая операция по приземлению в Казахстане. В гулкой тишине ЦУПа мужской голос невнятно комментирует все этапы, а редкие телефонные звонки словно отскакивают от стен и звучат как-то тревожно.

Чуть больше четырех утра. «Есть расстыковка!» – говорит комментатор, и все внимание концентрируется на карте, где МКС и спускаемый аппарат движутся по рассчитанным траекториям. «Есть выключение двигателя!»

«Самое интересное, что старушку под названием «Союз» нечем менять ни нам, ни американцам», – произносит один из репортеров-завсегдатаев ЦУПа, который позже будет возмущаться качеством современной журналистики, после того, как корреспондентка назовет спускаемый аппарат «модулем».

Судя по всему, самый ответственный этап операции начинается в районе шести утра. Специалисты выглядят предельно спокойными, ажиотаж царит на балконе, правое крыло которого заняла пресса. Все возможное пространство заполняют камеры. На остальную часть балкона прибывает руководство Роскосмоса. Все напряженно следят за ходом работ. Впереди – разделение корабля на отсеки и вход спускаемого аппарата, в котором находятся космонавты, в атмосферу планеты.

На высоте около 10,5 км начинается парашютирование. «Прошли 2,5 тысячи метров», «Полторы тысячи метров». Руководство наблюдает за снижением спускаемого аппарата стоя. После входа СА в атмосферу за ним следует поисково-спасательный комплекс, состоящий из трех самолетов, 12 вертолетов и поисково-эвакуационных машин.

...В 7.29 – на четыре минуты позже запланированного – раздается победное «Есть посадка!» Двигатели мягкой посадки сработали, как надо. Место приземления СА в казахстанской степи определено, там уже находится спасательный вертолет, и оперативно-техническая группа приступает к эвакуации космонавтов. Пилот докладывает, что самочувствие всех членов экипажа хорошее. На центральном экране начинается трансляция извлечения космонавтов.




Келли и Корниенко провели на МКС более 340 суток. Для астронавтов NASA это первый эксперимент такой длительности, для россиян – нет. Космонавт Валерий Поляков, абсолютный рекордсмен по пребыванию на орбите, провел на станции «Мир» 437 суток. Для Сергея Волкова эта экспедиция длилась 182 дня и стала третьей в карьере, он прибыл на МКС 15 сентября 2015 года вместе с казахстанским космонавтом Айдыном Аимбетовым и астронавтом ЕКА Андреасом Могенсеном. Аимбетов и Могенсен спустя 10 суток вернулись на Землю вместе с рекордсменом по количеству полетов в космос, россиянином Геннадием Падалкой.

На МКС космонавты работали по российской, европейской и казахстанской научным программам, и, кроме поддержания работоспособности станции и дооснащения ее оборудованием, доставленным грузовыми кораблями, выполнили план экспериментов и научно-прикладных исследований. Каждый из российских космонавтов за время экспедиции выходил в открытый космос. Михаил Корниенко и Геннадий Падалка проработали в открытом космосе суммарно 5 часов 34 минуты, а Сергей Волков и Юрий Маленченко – 4 часа 43 минуты.

Что касается Скотта Келли, то в первую очередь NASA изучает влияние на человека длительных полетов, эта информация необходима для освоения дальнего космоса, в частности, разработки будущих экспедиций на Марс. На Земле у Келли остался его брат-близнец Марк, который тоже принимает участие в программе NASA. Ежедневно специалисты фиксировали для сравнения показатели обоих близнецов – сердечно-сосудистую активность, качество зрение и сна, а также брали анализы крови и слюны. Отметим, что Михаил Корниенко и Скотт Келли уже работали вместе в 2010 году. После возвращение Корниенко, Келли и Волкова на борту МКС остаются россиянин Юрий Маланченко, американский астронавт Тимоти Копра и британец Тимоти Пик.

19 марта с космодрома Байконур на МКС отправится новый экипаж, который отметит в космосе 55-летие со дня первого полета Юрия Гагарина – 12 апреля и День Победы. 173 суток на борту проведут командир экипажа Алексей Овчинин (для которого этот полет станет дебютным), Олег Скрипочка и американец Джеффри Уильямс. День космонавтики является одним из четырех выходных дней, которые предоставляются на МКС. «Конечно, у нас всегда много работы, но в честь полета Гагарина мы сначала отобедаем на российском сегменте МКС, а затем поужинаем вместе на американском сегменте станции», – говорит Уильямс. Праздничный ужин и телемосты с МКС намечены и на 9 Мая.

Отметим, что мню космонавтов на МКС на сегодняшний день достаточно разнообразно и повторяется через 16 дней. Каждый космонавт участвует в его разработке, выбирая из предложенного списка наиболее понравившиеся продукты. Кроме того, на грузовых кораблях «Прогресс» космонавтам доставляют вкусные «передачки» от родственников.

СПРАВКА

Центр управления полетами (ЦУП) входит в состав Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш), выполняющего в структуре Роскосмоса ключевую роль по обеспечению управления космическими аппаратами гражданского назначения – пилотируемыми орбитальными станциями, транспортными кораблями, автоматическими КА и межпланетными станциями. ЦУП – один из немногих в мире универсальных центров, способных вести комплексное управление полетом одновременно нескольких пилотируемых и автоматических космических аппаратов различного класса и назначения, и обеспечивать крупные отечественные и международные проекты.

Мария Аль-Сальхани