Как на самом деле выглядел Шекспир? Какая прическа была у Исаака Ньютона? А как современники видели королеву Елизавету I? Ответы на эти неожиданные вопросы москвичам дадут эксклюзивные картины из собрания лондонской Национальной портретной галереи, которые привезли в Третьяковскую галерею. Среди них, например, есть портрет Уильяма Шекспира, написанный еще при жизни писателя - в России эта работа будет выставляться впервые.
Выставка от «Елизаветы до Виктории» стартует 23 апреля, но «МИР 24» первым увидел привезенные картины и выяснил, какой путь им пришлось преодолеть из Лондона в Москву. А попутно мы узнали, в чем заключается работа реставраторов и таможенной службы.
По словам куратора экспозиции Татьяны Карповой, портрет Шекспира является основным на выставке, и несмотря на то, что вокруг него много слухов и домыслов, сомневаться в его подлинности не стоит.
«Для нас это не случайный проект. Мы очень рады, что к нам приехал прижизненный портрет Шекспира. Ему ведь недаром присвоен инвентарный номер 1 - то есть именно с него и началась история Национальной портретной галереи в Лондоне. Эта картина до сих пор таит в себе очень много загадок: существует множество версий, кем же был Шексир и кто вообще стоял за этим именем. Об этом портрете сегодня достоверно известно, что он прижизненный и рисовал его неизвестный художник. Наши британские коллеги пишут, что он очень похож на бюст Шекспира, который стоит на могиле писателя», - сказала она.
«Оба наших музея в этом году празднуют 160 лет со дня своего основания. Нам было легко найти общий язык - нам интересен опыт друг друга, и для нас это не случайное сотрудничество. В итоге появилась идея включить эти выставки в программу Года культуры Россия и Великобритании. Экспозиция, которую мы сделали, охватывает огромный промежуток времени - от конца 16-го века до 19-го», - рассказывает Татьяна Карпова.
Тем временем начинается основной процесс проверки картин. Как выяснилось, каждую из них везли в Россию в отдельном ящике, в котором и хранилась ячейка с портретом. Ячейка же представляет собой деревянную поверхность, покрытую пленкой.
Чтобы извлечь картину, приходится применять специальные отвертки. После этого реставраторы начинают тщательно исследовать картину на наличие микроповреждений. Для этого используются профессиональная лампа, увеличивающие очки и перчатки.
«Выставку начали готовить год назад. Наши галереи можно считать близнецами - она были открыты в одно время, - рассказывает британский реставратор Абигель. - Мы привезли 49 самых главных картин, и взяли в Лондон 26 ваших. Я приехала в роли реставратора, чтобы проконтролировать состояние полотен. Главный экспонат, портрет Шекспира 1610 года в раме с вставками из черепашьего панциря - один из самых популярных в нашей галерее. Мы очень редко «отпускаем» его на целых три месяца, как в этот раз».
Наконец, первый портрет извлечен. Это работа художника Джонатана Ридчарсона - портрет английского поэта Александра Поупа. Картину осторожно доносят до стены, определяют правильность ее местоположения и вешают, используя специальный крепеж.
Кроме реставраторов и сотрудников музеев, над передачей картин работает и таможенная служба России. По словам замначальника выставочного таможенного поста Московской таможни Александра Анчипорова, работа службы не заканчивается на осмотре картин по прибытии. Необходимо увезти полотна из России в том же состоянии, в каком они прибыли сюда.
«Когда у нас есть возможность, мы тоже ходим на выставки, чтобы посмотреть на картины, которые нам пришлось принять. А после окончания проводим ряд процедур, так как вывезти из России мы должны то, что ввезли. Основное – это соблюдать все таможенные инструкции», - говорит он.
Помимо Шекспира и Поупа, на выставке будут портреты королевы Елизаветы I и ее фаворита графа Роберта Девере, легендарного ученого Исаака Ньютона, живописца Томаса Гейнсборо, композитора Карла Фридриха Абеля, лорда Джорда Стюарта, короля Чарльза I и множества других коронованных и не очень особ.
По словам реставраторов Третьяковской галереи, тщательная проверка картин связана с их возрастом. Как и люди, картины стареют и у них появляются «морщины», за которыми нужно ухаживать.
«В мои обязанности входит наблюдение за открытием ящиков, за тем как достают картины, как их кладут на стол, - рассказывает один из сотрудников. - Конкретно я проверяю состояние картины - например, какой у нее кракелюр (т.е. те самые «морщины»), есть ли какие-то нюансы прежней реставрации. Если есть расхождения между состоянием картин до и после доставки – это значит, что были нарушены правила перевозки. Все детали состояния сохранности фиксируются, а потом сверяются».
Екатерина Дегтерева