Помнить, нельзя забыть: защитник блокадного Ленинграда живет в Армении

20:28 09/05/2016

Главные герои всех торжеств сегодня, это конечно ветераны. Эрнест Нуриджанян – один из немногих блокадников, которые сегодня живут в Армении. Корреспондент «МИР 24» Вард Мкртчян услышала историю ветерана.

«Тут не вспомнить, тут забывать нельзя. Когда началась война, мне было 14 лет», - говорит Эрнест Нуриджанян.

Защитником блокадного Ленинграда Эрнест Нуриджанян стал совсем мальчишкой. Как сотни других детей и подростков, был в составе отряда противовоздушной обороны. С друзьями бегал по крышам домов и тушил зажигательные бомбы, которые враг сбрасывал на город.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Снова в строю: «Бессмертный полк» впервые прошел в Ереване

«Это было до тех пор, пока не начался страшный голод. Когда немцы сожгли и разбомбили бадаевские склады, где хранились запасы продовольственные города, продуктов никаких, только хлеб. Дошло до 125 граммов хлеба в день для детей, иждивенцев, пенсионеров и служащих. Только рабочим 250 было», - рассказывает ветеран.

Это были самые страшные месяцы 1941 года. Город остался без света, воды и тепла. Трупы людей валялись на улицах, их не успевали убирать.

В феврале не стало и матери Эрнеста Христафоровича. Чтобы похоронить ее, они с сестрой обменяли десятидневный паек хлеба на струганный некрашеный гроб и место на Охтинском кладбище. Самим выжить тогда удалось лишь чудом, спасением стал приезд отца.

«Вдруг звонок, да я и не шевелился, вдруг отец. Подбегаю, через две двери и кричу: «Кто?». «Я, сынок, открой». А у него четыре тюка продуктов. Конечно, питание такое, но отец (сказал): сразу все нельзя, он же врач. Пошли спать, и я, значит, от буханки черного отрезал толстый кусок, от белого толстый кусок, намазал маслом и тот, и тот, и в кровать», - вспоминает Нуриджанян.

Отец хотел, чтобы сын стал врачом, мать мечтала увидеть его музыкантом, но после блокадных испытаний, Эрнест Христофорович мог стать только военным. Он служил в России, Германии, Карелии. После выхода в отставку с женой и детьми переехал в Армению, здесь живут почти полвека в окружении детей, внуков и правнуков. Говорят, секрет прочных отношений в семье любовь и взаимные уступки.

«Мужчине нужно покоряться. Вот он что скажет, я знаю, что это правильно. И все прекрасно будет в семье. Уступать друг другу и семья сохраниться долго. А женщины мы хотим обычно верх взять. Нет, не надо, наоборот, сделайте так, чтоб ему было приятно», - говорит супруга ветерана Серафима Нуриджанян.

Памятник блокадным детям города-героя, в образе женщины-армянки, приютившей ленинградского мальчишку, стал священным местом для ветерана. Сюда он приходит часто, чтобы возложить цветы и поклониться. Это единственное место в Ереване, которое напоминает о тех страшных месяцах, родительском доме и могиле матери, которая осталась в далеком Ленинграде.

Памятник детям блокадного Ленинграда в Ереване открыли в прошлом году, к 70-летию победы. Жители республики приютили во время войны полтысячи маленьких ленинградцев. Примерно половина из них так и осталась жить в Армении.