Уже не первый год отечественные кинокритики, ведущие свои репортажи с Каннского кинофестиваля, непременно посвящают подробные рассказы растущему год от года российскому павильону. С каждым годом он занимает все больше квадратных каннских метров, ну и вообще приятно, что среди всех каннских конкурсов, кажется, их два, и среди сотен фильмов, которые можно увидеть на Лазурном берегу в эти дни, есть и наши, которые показывают не всем подряд, а прицельно – зарубежным дистрибьюторам, сейлз-агентам и журналистам.
В этот раз представляли фильм «Время первых» Дмитрия Киселева, посвященный космонавту Леонову, костюмный боевик «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой «Осколки», документальный фильм о группе «Мумий Тролль» «SOS Матросу!» Дэнни Дрисдейла, фантасмагорию «23.59» Дениса Катаева и Глеба Черепанова, триллер «Черная вода» Романа Каримова и абсурдистское фэнтези Ивана Твардовского «Зоология». И это далеко не все, что мы готовы были предложить киномиру.
Но… В статьях об итогах Каннского фестиваля информация об участии России – после всех необходимых подробностей, кто получил Золотую пальмовую ветвь, кого жюри выбрало лучшим актером, режиссером и так далее. А Россия-то была представлена в Каннах в этом году фильмом Кирилла Серебренниикова «Ученик», который был заявлен в программе «Особый взгляд». Награды жюри конкурса лента не получила, однако была удостоена независимой премии Франсуа Шале, которая присуждается под патронажем французского Министерства культуры.
Еще одна российская картина была показана в рамках параллельного «Двухнедельника режиссеров», который не является соревновательным. Это новая работа российского режиссера-мультипликатора Гарри Бардина «Слушая Бетховена», посвященная теме общественной свободы. Тоже, конечно, приятно, но больше напоминает утешительную фразу об олимпийском движении, где главное не победа, а участие. Но все при этом знают, с каким азартом, порой совершенно нездоровым и неспортивным, каждый день подсчитывают, у кого сколько золотых медалей, серебряных и бронзовых. Кто поверит после этого, что победа не главное?!
Григорий Заславский
Подробнее в сюжете: Каннский кинофестиваль