На этой неделе обыски прошли в кабинетах московского Департамента труда и соцзащиты. Столичные чиновники отправили детей отдыхать в Карелию по бесплатным путевкам. Думали, что помогают малообеспеченным, многодетным семьям и сиротам. Но для 14 школьников эти каникулы оказались смертельными. Тело последнего пропавшего ребенка смогли найти только сегодня. Об эстафете безответственности - корреспондент «МИР 24» Александр Никитин.
«Я прошу у них прощения, я себе это сам никогда не прощу. Это всегда будет со мной. Лучше пускай они меня проклянут», - заявил замдиректора лагеря «Парк-Отель «Сямозеро» Вадим Виноградов. Сейчас он за решеткой - тихий и подавленный. А в лагере, по словам вожатых, он был царем и лидером, заводилой и юмористом. Он окончил педагогический университет Петрозаводска. Возможно, блестящий преподаватель, но неподготовленный турист, авторитарный и самоуверенный руководитель, экономивший на подготовке кадров. Это он отправил детей и девятнадцатилетних вожатых на смерть. «Все были под его влиянием. Это был приказ, его утверждение (идти в поход). Они не очень хотели выходить в шторм. Он сказал, что нужно плыть», - рассказала вожатая «Парк-отеля «Сямозеро» Арина Новожилова.
Директор «Парк-отеля Сямозеро» - вдова, у нее на иждивении трое несовершеннолетних детей и мать-инвалид. В лагере бывала редко. Но именно она подавала документы на конкурс и ежегодно получала государственные деньги на обеспечение отдыха детей-сирот и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. По версии следствия, на совести Елены Решетовой и Вадима Виноградова - 14 детских душ.
В поход с ночевкой на островах 47 детей и четыре инструктора вышли на озеро 18 июня, несмотря на штормовое предупреждение МЧС. На надувной плот, груженный палатками и провиантом, посадили тех, кто покрепче. Самые маленькие заняли места в каноэ. Таня должна была оказаться с ними. По ее словам, она могла оказаться в том каноэ, если бы ее другу не удалось убедить Виноградова оставить ее на плоту.
Легкие лодки быстро ушли вперед. Когда поднялась буря, плоту, на котором был Виноградов, удалось пристать к острову. Связь со второй группой пропала около пяти вечера, когда перевернулись каноэ. Но никто не сообщил об этом на материк. «На рафте пытались позвонить в МЧС. Виноградов забрал все телефоны и сказал, чтобы никто никому не звонил. Потому что это не такая экстренная ситуация. Нас прибьет к деревне, и мы оттуда на автобусе поедем домой», - рассказала Таня.
Только через 15 часов, в восемь утра воскресенья, Решетова попросила сотрудников турбазы, тоже расположенной на Сямозере, поискать пропавшую группу. «Четырех детей и одного инструктора мы нашли на левом острове. Девочку - на правом острове, там же нашли и одного мертвого мальчика. Двух девочек по дороге на базу мы нашли на большой земле. Они уже двигались в сторону населенного пункта», - рассказал егерь Андрей Севериков.
Сообщений о том, что произошла беда, было два. От владельца турбазы и от участницы похода, которую выбросило на берег. Дванадцатилетняя Юля, как потом подсчитают, проплыла в холодной воде не меньше четырех километров. Выбравшись на сушу, девочка потеряла сознание. Очнувшись, пошла вдоль берега, в поисках населенного пункта и вышла к поселку Кудома. Звонок с просьбой о помощи спасатели зафиксировали в 11:15.
С момента трагедии прошла неделя. 13-тилетний Саша Браун - тоже участник похода - только приходит в себя. Первый раз, после возвращения в Москву из Карелии, он вышел на прогулку с братом, сестрой и собакой. Всего в семье шестеро детей. Саша рассказал, как Юля спасала детей. Сама девочка сейчас находится в больнице. У нее сильный стресс, она продолжает разговаривать с утонувшими ребятами. «Она спасала детей как могла. Обратно прыгала с острова и ребенка брала. У нее несколько детей на руках умерли. Одного или двух она положила на землю. Они ей говорили спасибо и умирали», - рассказывает мальчик.
Ребята поехали в Карелию по бесплатным путевкам от Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Ведомство купило 1478 путевок на лето, осень и зиму в «Парк-отель Сямозеро» за 45,3 млн рублей. Они предназначались детям из семей, нуждающихся в господдержке. «Характеристика материальной базы - четыре одноэтажных корпуса. Проживание по 3-4 человека в комнате. Сотрудники прошли сертификацию, этот лагерь был готов к приему детей», - заявила первый замглавы Департамента Ольга Грачева.
Отдых для детей заказали как пиццу - через интернет. Чиновники и не скрывают, что в этом году не ездили в Петрозаводск. Документы ведь в порядке. В тендерах «Парк-отель» участвовал регулярно. Выигрывал и как единственный участник торгов, и в соперничестве с дружественной компанией. «Достаточно часто происходит так, что в тендере участвуют коллеги-друзья. Это привело к тому, что средств не хватило ни на количество инструкторов, ни на зарплаты, ни на качественное обслуживание. Это привело, естественно, к смерти детей», - уверен эксперт по социальному сиротству, эксперт Фонда поддержки детей Александр Гезалов.
Но чтобы понять, куда чиновники отправляют детей, которым и без того досталось от жизни, не нужно было даже вставать из-за компьютера. Отзывов о «Парк-отеле Сямозеро» в сети - десятки и почти все негативные. «На форумах писали, что ребенок вернулся из лагеря похудевшим на 5 кг. Это не взрослый. Это ребенок, который растет. Одна мама написала, что ребенок вернулся с ангиной и гастритом», - сообщила председатель Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Ирина Валунец.
Отказать компании Решетовой в заключении контракта по закону было почти невозможно: они предложили наименьшую цену путевки. «В кратчайшие сроки будут внесены предложения по изменению законодательства в этой части. Торги по детским путевкам будут выведены из системы электронных аукционов», - заявила зампред правительства России Ольга Голодец.
Дети приехали в перенаселенный лагерь, недоукомплектованный вожатыми. «Парк-Отель» предлагал в качестве отдыха экстремальную программу на выживание, но подготовленных инструкторов в штате не было. Название программы «Остаться в живых» стало роковым. Все эти нарушения могли бы заметить и местные чиновники. Они, как установило следствие, даже получали жалобы на лагерь. Но тоже ничего не сделали. Глава Роспотребнадзора Карелии задержан, ему вменяют халатность. Во всех лагерях страны идут тотальные проверки. Уже понятно, что «парк-отель Сямозеро» - не последний лагерь, закрытый в этом году.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе