Brexit, сэр!

22:40 26/06/2016

Настоящим шоком обернулось голосование британцев за выход из ЕС. Сторонники Brexit набрали 52% голосов. Теперь лидеры ЕС требуют, чтобы Британия как можно быстрее покинула союз. Парадокс в том, что инициатором голосования был как раз ярый сторонник евроинтеграции премьер-министр Дэвид Кэмерон. Как так получилось, разбиралась корреспондент телеканала «МИР 24» Маргарита Гырылова.

Пророческий сарказм мультипликаторов. За день до референдума вышел мультик про тонущий корабль «Британия». Так авторы мультика пошутили над тем, что будет. На деле угадали даже результаты референдума. 52% голосов, а это 17 млн британцев, пожелали покинуть ЕС.

Это вызвало почти национальный праздник. В победном ликовании противники премьер-министра, ему не удалось сохранить Британию в составе ЕС. После провального референдума Кэмерон подает в отставку. У крыльца своего особняка он сделал обращение к народу в прямом эфире всех телеканалов страны.

«Я был предельно честен и действительно верил в то, что Великобритания сильнее, безопаснее и лучше в составе Евросоюза. Но жители Британии приняли решение идти другим путем. Поэтому я считаю, что стране нужен новый лидер, чтобы вести ее в этом направлении», - сказал Дэвид Кэмерон.

Инициатором референдума был сам премьер-министр. Год назад он принял, как оказалось, фатальное решение. Хотя затеяв референдум, он думал о политических выгодах.

«В Партии консерваторов наступал раскол, партия могла разделиться на тех кто «за» Евросоюз и кто «против». Единственная возможность Кэмерона удержать власть и не допустить распада партии - это было поднять идею референдума. Конечно, он надеялся, что результаты будут другие. Второе - он пытался использовать референдум, чтобы выторговать лучшие условия для Британии», - пояснил президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

В феврале 2016-го у Дэвида Кэмерона был настоящий триумф. Его услышали лидеры ЕС и пошли на уступки. Если Британия после референдума останется в альянсе - не надо будет платить пособия прибывающим мигрантам, национальный парламент сможет не учитывать законы Брюсселя, а международные сделки можно будет проводить в фунтах.

«Шантаж был, и Европа все его условия выполнила. После этого референдум для Кэмерона был уже бессмысленным. Но отменить его и повернуть все назад - уже было невозможно», - говорит политолог Константин Труевцев.

Теперь вслед за Британией о выходе из ЕС заговорили во Франции и Голландии. Неспокойно стало и в самом королевстве. Жители Шотландии, к примеру, устроили протест у здания парламента. Они голосовали за Евросоюз и не хотят отделяться. Они скорее готовы выйти из состава Британии.

«Если предположить, что Шотландия выходит из Британии, тогда может возникнуть эффект домино. В Италии есть районы, которые захотят отделиться. В этом случае ЕС впадет в политический коллапс», - убежден доцент кафедры Интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Во вторник, 28 июня, Европарламент собирает экстренную сессию. Пока никто точно не знает, как быть. Политикам жаль разрывать столь долгий союз. С 1973 года Великобритания была весомой частью европейского единства.

«Безусловно, это очень большой удар по Европейскому союзу. До последнего времени Евросоюз представлялся неким таким в американском стиле сияющим градом на холме, куда каждое государство стремится, но не каждого туда возьмут. Сейчас люди понимают, что для каких-то стран быть членом Европейского союза невыгодно», - отметил президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Британцам и, правда, не всегда было выгодно. Сначала Брюссель ущемил рыбаков, понизив квоту на вылов в семь раз - бизнес терял прибыль, а рядовые граждане работу. Потом «понаехавшие» из Восточной Европы потеснили коренных островитян. Работы стало меньше, зарплаты упали. Новая волна миграционного кризиса добавила масла в огонь.

«Катастрофой было то, что в Британию въехало 370 тысяч мигрантов, хотя Кэмерон говорил, что будет меньше. Эти данные повернули решение многих граждан. Они испугались, что Лондон будет вторым Парижем, что их ждут теракты и т.д.», - пояснил сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин.

Коренной перелом для Европы - так Ангела Меркель подытожила результаты Brexit. С уходом Британии ЕС потеряет шестую часть объемов производства. Главное - теперь союзу труднее будет решать международные вопросы. Британия - постоянный член в Совбезе ООН - выйдет из-под контроля ЕС.

«Германия испытывает особый интерес и несет особую ответственность за то, чтобы европейское единство состоялось. Европейский союз достаточно силен, чтобы найти правильные ответы на создавшуюся сегодня ситуацию», - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Но будет ли развод? Узаконить волю британцев теперь предстоит парламенту страны. Но вряд ли, как говорят эксперты, депутаты проигнорируют мнение людей.

«Думаю, Британия выйдет из ЕС, а что будет потом, не знает никто. Возможно, потом они опять подадут на членство. Но их будут принимать неохотно, отпечаток на отношениях останется негативный. Будет резервация», - считает доцент кафедры Интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Одно точно известно - для Кэмерона этот референдум стал политическим самоубийством. Осенью он официально снимет с себя полномочия. Процедурой выхода из ЕС будет заниматься уже другой премьер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Moody’s после Brexit"а понизило прогноз рейтинга Великобритании

В истории с референдумом тут же нашли «российский след». Бывший посол США в России Майкл Макфол назвал результат «победой для внешней политики Путина». Кэмерон еще до голосования заявил, что Brexit может обрадовать российского президента. Правда, для радости сейчас не так много причин. «Сюрприз» от британцев уронил стоимость нефти. К тому же Британия - важный торговый союзник России.

«И для Великобритании, и для Европы в целом, и для нас это, конечно, будет иметь последствия. Если сама организация этого референдума и последующие имеющиеся уже сегодня результаты нечто иное, как самоуверенность и поверхностное отношение к решению судьбоносных вопросов для своей собственной страны, да и для Европы в целом со стороны руководства Великобритании, то последствия уже будут иметь глобальный характер, повторяю, они неизбежны; они будут и сознаком плюс, и со знаком минус. Рынки, конечно, просядут, они уже просели. В среднесрочной перспективе все восстановится, безусловно. Что там будет больше плюсов или минусов, покажет жизнь, покажет практика», - прокомментировал итоги референдума в Великобритании Владимир Путин.