Сирия: последний бой

17:31 15/09/2016

О планах боевиков, которые весь мир хотят превратить в территорию джихада, известно давно. Действительно, террористы где только не отметились в последние годы.

Если поднять статистику, несложно назвать страны, где сегодня вряд ли можно чувствовать себя в безопасности. Самым беспокойным остается Ближний Восток. Вот, Ирак за полтора года не менее шести атак боевиков. Сирия вне конкуренции: там гражданская война, а часть территории арабской республики, можно сказать, логово террористов самых разных мастей. Не отстает и соседняя Турция – особенно в свете последних событий. Также крепко стоит подумать прежде, чем ехать в Афганистан. Неспокойно и на Африканском континенте. Нигерия, Мали, Южный Судан, Сомали, Египет… Тунис еще помнит прошлогодний теракт на пляже. Что уж говорить, под прицелом террористов даже США. Боевики запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» недавний расстрел людей в ночном клубе Орландо причислили к своим «достижениям». Опасно и в Европе. Здесь лидируют Бельгия, Дания и, конечно, Франция. Список, впрочем, можно продолжать и дальше.

От «ничего не получится» до «сверхдержавы»

Сегодня ночью из сирийского города Алеппо пришли сообщения: смертники пытались атаковать сирийские войска. Всех боевиков удалось уничтожить. На этой же неделе террористы двух группировок «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство» обстреляли из минометов сразу несколько населенных пунктов в провинциях Алеппо, Дамаск и Латакия. Это данные Минобороны России. Российские военные в свою очередь нанесли удар по террористам.

Фото: Сергей Любавин, «МИР 24»

По сообщениям оборонного ведомства, целью стал полевой лагерь боевиков восточнее Пальмиры. Он уничтожен. Там было три склада боеприпасов, восемь автомобилей, три танка, четыре машины пехоты, оборудованные пулеметами.

Авиацию Россия применила после того, как в Сирии погибли два летчика. Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин. На прошлой неделе их вертолет подбили террористы. Но ушли военные как настоящие герои. Успели остановить наступление боевиков на Пальмиру. Полковнику было 51, лейтенанту всего 24. На этой неделе их проводили в последний путь. Какими запомнят пилотов – репортаж корреспондента «МИР 24» Ирины Кузьминской.

Плановый облет в районе Пальмиры. Но с базы поступает приказ – атаковать крупный отряд боевиков. Они прорвали оборону сирийской армии и пошли в наступление. Боевой вертолет реагирует на ситуацию, что называется, в режиме онлайн.

«Возникает проблема, и вертолет через секунду ее решает. Самолет так не может, ему надо взлететь, взять курс, сбросить», – говорит подполковник ФСБ в запасе Алексей Филатов.


Фото: Igor Dvurekov, wikimedia.org

Но вертолет и более уязвим – высота небольшая. Когда Ми-25 взял обратный курс, по нему с земли открыли огонь.

«Мы тут же отправили группу в район падения вертолета, но, увы, экипаж погиб. Очень жалко русских ребят, и спасибо им, они поддержали нас с воздуха, иначе неизвестно, как бы закончился бой. Террористы нас жали с трех сторон. Потери могли быть огромные. Я лично этих летчиков не знал, но точно могу сказать, они настоящие герои», – отметил военнослужащий сирийской армии Фатих.

Командир экипажа полковник Ряфагать Хабибуллин, 51 год. Штурманом на борту был лейтенант Евгений Долгин, 24 года.

Лучший друг Никита до сих пор не верит, что Женька больше нет. С первого класса дружили. «Надеялись, что это не правда. Думали, ошибка, до последнего надеялись», – говорит друг Долгина Никита Поспелов.

Он был свидетелем на их свадьбе и должен был стать крестным отцом их дочери Мирославы. Последний раз звонил из Сирии за неделю до гибели, обещал приехать в начале августа. В семье Поспеловых вспоминают: всегда веселый, легкий на подъем приходил Женек, а вместе с ним и праздник.

«Вот, казалось бы, такая у меня с ним разница в возрасте, но всегда общий язык находили. Я пошучу, в семье шутку не понимают, а он поймет и сам пошутит. Придет, и у нас у всех настроение поднимается», – говорит Владимир Поспелов.

Владимир Поспелов признается, отговаривал парня в военную авиацию идти, но тот не послушал и поступил в Сызранское летное училище.

В последний полет провожают со всеми почестями. На плацу – весь личный состав Псковской авиабазы. Сюда Евгения Долгина направили служить после училища. Здесь встретил новых друзей и любовь по имени Катя. С предложением не тянул. Прошлой осенью сыграли свадьбу.

На юге России простились с полковником Хабибуллиным. На центральной площади Кореновска весь город и военные и гражданские. О нем по-прежнему говорят в настоящем времени. В Кореновске Ряфагать Хабибуллин прослужил четверть века.

Вертолетный полк под его командованием стал лучшим в России. 30 его учеников уже и сами руководят эскадрильями. Старший сын Руслан – тоже военный пилот. Младший пока учиться в школе, но обещает продолжить летную династию Хабибуллиных.

«Наша армейская авиация потеряла высококлассного специалиста в его лице. У него был колоссальный опыт выполнения полетов на различных вертолетах», – отметил командир вертолетной эскадрильи Юрий Орешенков.

В небе он был больше, чем дома. Почти 4 тысячи часов налета, 90% из них боевые. О его службе в первую чеченскую до сих пор легенды ходят.

В 1994-м его Ми-24 попал под перекрестный огонь - 97 пробоин. Сам Хабибуллин был тяжело ранен. Но до своих все-таки дотянул, посадил машину и тут же потерял сознание. Почти год лежал в госпитале, потом была вторая чеченская, а в 2008 году Цхинвали, разведки боем и десятки спасенных жизней. Военный корреспондент Олег Пчелов был очевидцем.

Он спас, вывез с поля боя около 50 человек, я писал о нем материал, назвал «Крестники полковника Хабибуллина», – рассказывает военный корреспондент «Красной звезды» Олег Пчелов.

Бывший спецназовец Алексей Филатов подтверждает: вертолетчики в горячих точках – это боги, а звук вертушки – лучшая на свете музыка.

«Это Бетховен, Моцарт, это музыка, которая потом всегда стоит в ушах. Наше застолье никогда не обходится без того, чтобы не почествовать братьев крылатых», – говорит подполковник ФСБ России Алексей Филатов.

На поле за селом Вязовый Гай садятся военные вертолеты. Гроб с телом полковника Хабибуллина несут на руках по очереди мужчины-односельчане. Все в белых повязках, так положено по мусульманским обычаям. Женщины дома, им нельзя на кладбище. Мама говорит, сын скрывал, что командирован в Сирию. А старший брат Загит вспоминает любимое выражение младшего – Ряфагатя: «Если служить, то так, чтобы не было стыдно».

Главную улицу родного села полковника Хабибуллина назовут в его честь. В Саратове же на фасаде школы, где учился Евгений Долгин, пять памятных табличек: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Скоро появится шестая – погиб при исполнении воинского долга в Сирии.

Сирия – одна из главных причин, почему госсекретарь США Джон Керри приехал на этой неделе в Москву. Он привез план для совместной борьбы с экстремистами в арабской республике. Сначала были переговоры с российским президентом Владимиром Путиным. На следующий день – встреча с главой МИД Сергеем Лавровым. Общались целый день. Больше, чем было запланировано. Договорились о долговременном прекращении огня. Пощады не будет лишь для «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры», запрещенных террористических группировок.