В Турции продолжаются массовые аресты после неудачной попытки госпереворота. В руках полицейских и спецслужб уже свыше 8 тысяч человек, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.
Танки продолжают оставаться на улицах Стамбула. Раздавленные ими машины еще не успели убрать. Местные жители пытаются оправиться от потрясения после длинной ночи стреляющих танков и вертолетов.
В понедельник хоронят последних убитых в ходе того то ли мятежа, то ли репетиции большого переворота, то ли срежиссированного спектакля. В однозначной оценке турецких событий не могут сойтись ни эксперты, ни местные жители.
«Фактически мы больше не живем в демократической стране. Все к этому шло перед военной попыткой государственного переворота. Я боюсь, что дальше демократии будет все меньше и меньше. Я беспокоюсь. Я напугана и шокирована», - призналась местная жительница.
«Это все было организовано правительством. Популярность Эрдогана падала все ниже и ниже в течение последних дней из-за его политических ошибок с Россией и из-за того, что произошло между Турцией и Израилем. Я думаю, именно поэтому он все это и организовал», - заявил житель Турции.
Что бы это ни было, плата за горячую турецкую ночь- три сотни погибших и полторы тысячи раненых.
В столице массовые аресты под крики сторонников Эрдогана. По последним данным, задержаны более 8 тысяч предполагаемых сценаристов и участников госпереворота. В их числе более сотни генералов. Всех обвиняют в покушении на убийство главы государства и убийстве мирных жителей. В качестве доказательства местные телеканалы транслируют кадры, снятые в ночь с 15 на 16 июля. На них видно, как боевой вертолет обстреливает здание отеля, в котором находился Эрдоган. По словам президента, его жизнь была на волоске. Он едва успел разминуться с оппозицией.
Массовые митинги в поддержку чуть было не свергнутого президента разворачиваются с новой силой. Сам Эрдоган жаждет крови. Око за око. Смерть за смерть. Он просит свой народ одобрить возврат смертной казни, отмененной 12 лет назад.
«Братья мои, я считаю, что правительство должно говорить об этой проблеме. В том числе и с оппозиционными партиями. Решение по этому вопросу вскоре будет принято. Мы не можем его откладывать надолго. Потому что те, кто совершил переворот против государства, должен заплатить достойную цену», - заявил президент Турции.
За океаном, в некогда тихом американском городке Сайлорсбурге теперь тоже страсти под красно-бело-звездными флагами у апартаментов опального исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. С Эрдоганом они на ножах с момента его прихода к власти. Именно Гюлена Анкара обвиняет в организации мятежа и гибели сотен человек.
Сам Гюлен начисто все отрицает, говорит, что достаточно натерпелся от переворотов в своей стране еще с конца 1970-х. Где его не раз сажали в тюрьму, а потом снимали обвинения. В США он скрывается уже 15 лет. Сейчас заявляет, что со смирением примет любое решение Вашингтона насчет своей участи.
«Если пойдет речь о моей экстрадиции, то я не буду сопротивляться. Но я об этом не беспокоюсь. Я не волнуюсь, что американское правительство внемлет утверждениям Эрдогана. Госсекретарь относится к нему прохладно. Но если интересы Эрдогана и США совпадут, то мне придется уехать. Я никого не буду умолять, я жил здесь свободно, наслаждался этой свободой и благодарен за нее», - заявил проповедник.
Между тем, госсекретарь США Джон Керри накануне заявил, что Вашингтон не получал официальное требование об экстрадиции Гюлена. По его словам, Анкара так и не предоставила доказательства, достаточные для высылки опального проповедника из США в Турцию. Пока мусульманский священник там скорее страдалец, чем злодей.
Старый Свет куда категоричнее. Элита Евросоюза разразилась обвинительными заявлениями в адрес режима Эрдогана. Одно другого скандальнее. Еврокомиссар по вопросам расширения Евросоюза Йоханнес Хан в интервью журналистам указал, что Турция нарушила международное права, проводя репрессии и пытки после мятежа. Но главное, по его данным, турецкие власти задолго до известных событий подготовили списки для будущих арестов.
«Что-то было подготовлено. Я имею в виду, что списки доступны, они были подготовлены и использовались на определенном этапе. Это именно то, чего мы боялись», - отметил Йоханнес Хан.
В свою очередь и глава европейской дипломатии Федерика Могерини раскритиковала последствия турецкой ночи. По ее мнению, Турция может совершить шаги в противоположную сторону от принципов правового государства, а для этого нет никаких оправданий. И добавила, что ни одна страна не может войти в ЕС, если введет смертную казнь.
Подробнее в сюжете: Турецкий путч