Ямал противостоит сибирской язве. Вспышки смертельно опасной инфекции не было со времен Великой Отечественной войны. Теперь в больницах Салехарда около сотни человек. У 20 страшный диагноз уже подтвердился. Не спасли ребенка.
В больницах Салехарда как на съемочной площадке фильма ужасов о смертельной эпидемии. Карантин жесточайший. Дезинфекция всего и вся перед обходом заболевших и после. Не то, что в палаты - к отделению, кроме персонала, не подпускают никого, передает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Пока диагноз подтвержден у двух десятков человек. В основном, у женщин и детей. Все ненцы. Малая народность. Кочевники-оленеводы.
Этой женщине и ее маленькой дочке повезло - вовремя эвакуировали на большую землю, вовремя поставили диагноз, а значит, спасли. Однако есть и тяжелые заболевшие. И первая жертва сибирской язвы. 12-летнего мальчика медики спасти не смогли. Слишком коварна бактерия и инкубационный период быстрый.
«При несвоевременной антибактериальной терапии летальность достигает от 95% до 100%, - говорит врач-инфекционист Илья Акинфеев. - Поэтому болезнь достаточно опасная. И высококонтагиозная. Люди легко заражаются от животных. Заболевают те, кто тесно связан с животноводством».
С животноводством среди аборигенов на Ямале связаны все. Это главное пропитание в тундре.
Массовый падеж оленей начался с Ямальского района, а затем распространился на Тазовский. Территория огромная - это Германия и Франция вместе взятые. Первые трупы животных начали находить на удаленных пастбищах - за 200 километров от центра Яр-Сале. За минувшие трое суток насчитали 2,3 тысячи зараженных и умерших оленей.
Между тем сибирская язва в наше время болезнь хоть крайне опасная, но уже не всегда смертельная. Если соблюдать жизненно важные инструкции. С этим ввиду специфики целевой группы населения как раз непросто.
«Очень важно отношение населения ко всем проводимым мероприятиям. Должно быть полное принятие всех рекомендаций и неукоснительное их исполнение. Нужно, чтобы люди были готовы к медицинскому осмотру, оказанию медицинской помощи, проведению антибиотикопрофилактики и прививок», - подчеркнула главный санитарный врач России Анна Попова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сибирская язва: какими были самые крупные вспышки эпидемии
Они не то, чтобы совсем темные, но и сейчас о медицине знают немного. Олени для ненцев - священные животные. И вакцинам и антибиотикам многие предпочитают старинные, совсем немедицинские обряды. И еще один фактор опасности - кровь.
Человек человека заразить сибирской язвой вроде как не может. Сам через кровь больного животного практически гарантированно. Однако именно свежая оленья кровь у ненцев - главный источник витаминов и самый популярный напиток. Как бы это дико не звучало и не выглядело для человека с большой земли.
Теперь в Ямало-Ненецком округе к медико-биологической спецоперации добавилась, по сути, и войсковая. Первая партия личного состава войск биологической защиты высаживается на аэродромах. У них две задачи - вакцинация зараженных и массовое уничтожение трупов животных.
«Это общемировая практика. Вооруженные силы всегда приходили на помощь населению, особенно в таких труднодоступных местах, - говорит начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Центрального военного округа Валерий Васильев. - Другими силами и средствами такую работу невозможно выполнить».
Над бескрайней тундрой кружат вертолеты. Под иллюминаторами штабелями коробки. В них вакцина и антибиотики.
Поселения еще надо отыскать. Выглядят они так: пара десятков юрт из оленьих шкур. Сегодня здесь стоят - завтра ищи ветра в тундре.