В 1941 году был эпизод, который для спасения Москвы значил ничуть не меньше подвига панфиловцев. Месяцем раньше небольшой отряд диверсантов под командованием капитана Ивана Старчака задержал многотысячные колонны немцев на Варшавском шоссе. Почти все сведения об этой операции засекретили, так что после войны о ней практически никто не говорили. И вот, спустя 75 лет, телеканал «Мир» решил выяснить, чего же так испугались немцы за 200 километров от главной цели. В результате появился документальный фильм «Спасти Москву», в котором воссозданы события октября 41-го. С авторами пообщался корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Здесь почти как в художественном кино: актеры, декорации, военная техника - все для того, чтобы перенестись на три четверти века назад, в октябрь 41-го. Тогда немцы стремительно продвигались к Москве, чтобы через считанные дни захватить Вязьму. Но юго-восточнее, на 210-м километре Варшавского шоссе, их остановит небольшой отряд десантников-диверсантов под командованием Ивана Старчака.
«Полигон, где они тренировались, и окопы, в которых они скрывались от немцев, были хорошо известны, потому что они там тренировались долгие-долгие месяцы», - рассказывает режиссер Андрей Пономарев.
Всего 430 человек, у которых в наличии были только гранаты и винтовки. Связи с фронтовым штабом уже нет, так что поначалу - ни подкрепления, ни приказов сверху. Между тем немцев - 12 тысяч. Преградить им дорогу около реки Угры капитан Старчак решает сам.
К началу Великой Отечественной он был опытным военным. С 15 лет служил в Красной Армии. Затем руководил молодежной политшколой, окончил курсы парашютистов, а прямо перед войной - воздушную Академию имени Жуковского. Старчак был убежден, что излишняя осторожность и благоразумие не всегда приносят успех в военном деле. Поэтому и решился на, казалось бы, заведомо провальную - ведь у немцев была авиация, танки, мотопехота - операцию.
Вылазки диверсантов сбили немцев с толку. Те решили, что вокруг - хорошо укрепленный район и двигаться к Москве дальше слишком опасно. Старчак и его бойцы держались пять дней, пока, наконец, не подошло подкрепление. К этому времени из всего отряда в живых остались только 29 человек. Но именно этих пяти дней командованию хватило для того, чтобы перегруппировать войска и отстоять Москву.
«Про это сражение под Юхновом, про эти пять дней под Юхновом, ничего никому не известно было. Сам он мало что говорил, потому что был достаточно скрытный человек. И, как я понимаю, как любой диверсант, спецназовец, чем меньше говоришь, тем оно и правильнее», - говорит автор сценария Андрей Муханов.
Муханов - первый, кто рассказал о подвиге старчаковцев так подробно. Сам Старчак до своей смерти в 1981-м, правда, публиковал некоторые военные воспоминания, что-то писали в газетах, но документы, которые касаются именно того «стояния на Угре», были засекречены. Сегодня нет даже полного списка бойцов из отряда Старчака.
«Мы искали потомков, но получилось, что Иван Георгиевич - как я понимаю, был один, вместе с женой. И все. То есть, у них не было потомков», - поясняет Муханов.
Но наверху, в военном командовании, всегда хорошо знали, кто такой Старчак. После тех событий на Угре капитана вызвал к себе сам Буденный: «Маршал подробно расспросил, что я знаю о противнике. Затем о нашем отряде, о том, сколько у нас осталось бойцов, какое оружие. В точности моего доклада Семен Михайлович усомнился. Он, видимо, посчитал, что я умышленно все преуменьшил».
«В кадре присутствуют некоторые наши корреспонденты переодетые. Тоже старались прямо напрямую их не снимать лица, чтобы не особо узнавалось, но, конечно, все узнали», - поясняет режиссер Андрей Пономарев.
Роль капитана Старчака исполнил политический обозреватель телеканала «Мир» Дмитрий Барбаш.
«Я увидел фотографию и понял, что Барбаш очень похож на него. В принципе, даже по возрасту. А когда он форму еще надел, то в принципе он прямо реально перевоплотился очень хорошо», - отметил автор сценария.
Спустя четыре месяца после операции на Варшавском шоссе Иван Старчак получил Орден Ленина. Звания Героя Советского Союза он так и не дождался, хоть и был представлен. Его именем сегодня названа улица в городе Кяхта - там Старчак провел детство, есть мемориал на берегу Угры и стенд в Центральном музее Вооруженных сил. Фильм, посвященный подвигу, пока один.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе