Казаки XXI века

22:31 30/10/2016

Казак - то ли профессия, то ли сословие. Казаки активно участвуют в общественной и государственной жизни. Официального статуса «дружинников» им, к примеру, мало. Теперь хотят создать свою милицию в помощь полиции. Уже сотрудничают с Росгвардией. И едва ли не заявляют о создании собственной партии. Кто же такие казаки XXI века, разбирался корреспондент «МИР 24» Романа Никифорова.

Новороссийские кадеты показывают домашнее задание - сценку о том, как Екатерина Великая пожаловала казакам кубанские земли за вклад в победу над турками.

Этот кадетский корпус не простой, а казачий. Учатся только мальчики. В дополнение к обычному среднему образованию получают знания об истории, традициях и законах кубанских казаков. По тем же правилам и сами живут - например, выбирают себе атамана.

«Казаки - это православный народ, имеющий свою культуру, память и славные традиции. Казаки - это, несомненно, воины. Как их раньше называли - воины православия, рыцари», - говорит атаман Новороссийского кадетского корпуса Егор Савицкий.

Будущих рыцарей обучают полезным навыки - вроде умения обращаться с шашкой. Оружие, кстати, у всех настоящее - только не заточенное.

«Шашка на месте не стоит - всегда находится в работе. И траектория может быть разной. Удары сверху, снизу, сбоку», - поясняет инструктор по спорту Новороссийского казачьего корпуса Николай Комерзан.

Училище государственное, а конкурс на поступление серьезный - восемь человек на место. Здесь круглосуточное пребывание. Так что пообщаться с девочками кадеты могут только на выходных. Или в секции народного кубанского танца. Это такая смесь гопака и лезгинки - в шикарных, по казацким меркам, нарядах.

Впрочем, у взрослых казаков времени на личную жизнь тоже не хватает. Это большая общественная нагрузка: помощь при ликвидации ЧС - вроде наводнений в Крымске и Новороссийске, экологические рейды - против незаконной вырубки леса, совместное патрулирование с пограничниками и охрана общественного порядка в качестве народных дружинников.

«Мы стоим на должности, получаем зарплату за это. И в снег, и в дождь, и в холод всегда находимся на работе выбритые, выглаженные и тому подобное», - говорит народный дружинник Илья Хрустов.

Депутат новороссийского заксобрания Сергей Савотин регулярно меняет гражданский костюм на китель и превращается в атамана Черноморского округа. Дома бывает редко, но нашел выход.

«Вот я, к примеру, еду куда - беру жену с собой. И она тоже начинает переживать за наше дело. Она же жена атамана», - говорит атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин.

И при этом казаки готовы взять на себя повышенные обязательства и создать казачью милицию. Оружия не просят - только новые полномочия.

«Мы должны остановить, спросить документы, поинтересоваться - покаместь мы это не имеем права, только полицейский имеет право. Ну, полицейских же на всех не хватает», - поясняет атаман Савотин.

Влияние казачества на местах проявляется еще сильнее.

«В любое время станичники звонят, даже могут в два-три часа ночи могут позвонить, если там соседи дебоширят. Сами сотрудники полиции тоже обращаются к нам», атаман станицы Натухаевской Евгений Волков.

Казачьим традициям в станице Натухаевской - более века. Здесь восстановили штаб, построенный еще при царе. Два помещения - совещательная комната и спортзал. Везде иконы.

«Это спортзал, где ребята занимаются в количестве 60 казаков в разное время. Все у нас бесплатно. Тренировка начинается с молитвы у нас и заканчивается молитвой», - рассказывает атаман Волков.

При активном участии казаков воссоздали и разрушенный в советское время храм. Настоятель утверждает - строительство сопровождалось чудесами, одна из икон замироточила. Для молодых людей батюшка - непререкаемый авторитет. Благословляет и наставляет.

«Добро с кулаками или не с кулаками? Если это защита Отечества - то да. Если это вразумление ближнего, то нет. Здесь только молитва, только любовь и больше ничего. К сожалению да, у казаков иногда прорывается вот такое вот», - поясняет протоиерей, настоятель храма отец Валентин.

А вот своего штаба у местных казаков нет. Собираются пока на ферме. Здесь проводят и собрания, и занятия. Казак должен уверенно держаться в седле. И поэтому в станице Раевской каждого из них обучают верховой езде. Курс молодого бойца занимает не более получаса. После чего новичок вполне сносно может держаться в седле. Хотя популярность такого вида передвижения уже не та что раньше.

«Самое интересное - у нас пацанов в конно-спортивной школе раз-два и обчелся. Все остальные девочки занимаются», - говорит заместитель атамана станицы Раевской Михаил Чакуриди.

В остальном же местные казаки верны себе. Дисциплина и чувство долга. Каждый вечер в восемь часов добровольцы приходят на ночной развод. В ночном патруле есть и девушки. Вместе со всеми обходят проблемные семьи. Например, в этой подросток попался на краже. Но исправляется.

А в подвале обычного на вид дома - настоящий заповедник казачьего быта. Хозяева и гости поют песни вроде бы на украинском, ан нет - говорят, что это так называемая «балачка», старый кубанский диалект.

Обстановка - как в старые добрые времена. Точная работающая копия традиционной печи и настоящая кухонная утварь из глины - глэчики. Непосвященных сюда обычно не пускают. На вопрос - чего боятся - хозяева отвечают: «ничего не боятся». Просто всю эту комнату они собирали не напоказ, а для души.