Разрешите обратиться: самые знаменитые новогодние послания

19:21 31/12/2016

Празднование Нового года невозможно представить без множества атрибутов. Те, кто скажут, что несъедобна в этом длинном списке только елка с бенгальскими огнями, ошибутся. Новый год для множества россиян и граждан бывших советских республик не наступает без просмотра обращения президента – трудно поверить, но традиции уже больше 70 лет. «МИР 24» вспоминает, какими были самые яркие новогодние обращения за все это время.

Брежнев против империализма

Традиция новогодних обращений появилась, как нетрудно догадаться, наряду с возникновением и развитием радио- и телевещания. Ее первооткрывателем стал председатель ЦИК Михаил Калинин, который поздравил полярников по радио 31 декабря 1935 года. В следующий раз его обращение слышал уже весь советский народ - в канун 1942 года. Вплоть до 1970 года советский народ принимал поздравления от руководящих органов, а не от конкретных личностей.

Индивидуальный характер обращение приобрело при Леониде Брежневе: он зачитывал годовой отчет об успехах партии, призывал граждан к труду. Его речь из года в год содержала множество упоминаний народной интеллигенции и колхозного крестьянства. Брежнев любил напоминать гражданам, что их главная задача – упорный труд и борьба с империализмом. «Год был хорошим, следующий будет еще лучше» - таким было общее настроение всех его посланий. Обращаясь к народу, Брежнев имел в виду тружеников фабрик, шахт, строек, колхозов и совхозов. При этом обычно он называл их «дорогими соотечественниками» и «дорогими товарищами».

«Это был незабываемый год великого ленинского юбилея, завершающий год восьмой пятилетки, год самоотверженного труда и созидания, новых побед и свершений. Повсюду на советской земле – от Балтики до Тихого океана, от северных морей до Карпатских гор - уходящий год оставил добрый след. Вступили в строй сотни новых предприятий, проложены новые магистрали, поднялись новые города, перевыполнены планы по выпуску промышленной продукции, собран самый высокий урожай зерна и хлопка за всю историю нашей страны», - заявил Брежнев в своем обращении в канун 1970 года.

«Зима надежды нашей»

Первое обращение из Кремля, а не телецентра «Останкино», прозвучало от лица Михаила Горбачева - генерального секретаря ЦК КПСС, а затем – президента СССР. Самым необычным было, пожалуй, его послание 1987 года: Горбачев обратился к американской общественности, а советский народ поздравлял с Новым годом президент США Рональд Рейган – такова была взаимная договоренность политиков.

В своем обращении Горбачев говорит, что такое начало года – доброе предзнаменование. Фактически так и было: с этого выступления между СССР и США начался активный диалог. Также Горбачев, обращаясь к американцам, продемонстрировал пристрастие самой читающей нации к американской литературе, перефразировав название романа Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей» (Горбачев сказал «Зима надежды нашей» - Прим. ред.). Разумеется, как и на съездах КПСС, не обошлось в поздравлении и без важнейших слов политического обихода того времени – гласности и демократизации.

Слова американского президента для советского уха звучали непривычно и даже диковато. «Для нас священная истина, что каждый человек - это единственное в своем роде творение божье с его особыми талантами, надеждами и чаяниями», - сказал Рейган, поздравляя жителей СССР.

Жить будем не хорошо, а весело

После распада СССР многие не понимали, в какой стране они живут – возможно, ждали, что новогоднее обращение внесет ясность в происходящее. Но этого не произошло: Горбачев уже не был президентом, а Ельцин взял тайм-аут. Страну с Новым годом поздравлял сатирик Михаил Задорнов. На тот момент он уже был довольно известным, ему предложили вести «Голубой огонек».

Новый год не за горами

«Я представляю, какой эффект произвело мое поздравление на тех, кто включил телевизоры, чтобы по традиции послушать: что скажет главный? Многие в тот день спорили, кто все-таки будет поздравлять? Бывший или будущий? Кто теперь главный? Не угадал никто. Когда на экране на месте президента появился сатирик, у большинства случился шок. Да, это был знаковый момент для будущего России. Именно тогда впервые здравомыслящее большинство нашего населения – электората – поняло, что, если вместо президента народ поздравляет сатирик, значит, этот народ в ближайшее время хорошо жить не будет. Он будет жить весело! Правда, даже здравомыслящие не могли догадаться, насколько весело!» - так сатирик описал этот случай в своей автобиографии.

Задорнов построил свою поздравительную речь в форме протокольной речи генерального секретаря – ирония считывалась моментально.

«Я поздравил и рабочих, и крестьян, и врачей, и детей, и матерей, и даже Михаила Сергеевича Горбачева и Бориса Николаевича Ельцина. Интересно, что лет через десять Михаил Сергеевич Горбачев, когда мы с ним случайно встретились, сказал мне, что до сих пор помнит это поздравление, и поблагодарил меня за него. Ему было приятно, что о нем, отрешенном от должностей, хоть кто-то вспомнил в ту новогоднюю ночь. В отличие от Горбачева, Ельцин никогда меня за это поздравление не благодарил» - вспоминал потом Задорнов.

«Я устал, я ухожу»

Борис Ельцин первым стал пользоваться суфлером, благодаря которому создается ощущение, что говорящий смотрит прямо в глаза. Его новогодние послания запомнились нам, прежде всего, домашней обстановкой, частыми упоминаниями Конституции, неторопливой размеренной речью и наличием бокала шампанского в руке. О политической обстановке он говорил в своих посланиях редко, все чаще прибегая к пространным рассуждениям о вечных ценностях. Так, в 1997 году слова о семейных ценностях подкрепила своим присутствием вся большая семья Ельцина. В кадре, предшествующем бою курантов, появилась жена Ельцина Наина Иосифовна, его дочери Татьяна Юмашева и Елена Окулова, а также его зять и внук. Все они дружно поздравили друг друга звоном бокалов. Телезрителей Ельцин называл исключительно «дорогими россиянами». Иногда он упоминал в своем обращении страны СНГ.

«Мы настолько неразрывно связаны историей, экономикой и единой судьбой, что жить врозь нам просто не дано, да и наши народы этого не позволят», - заявил он в канун 1994 года.

Ельцин в своем прощальном обращении уходящего 1999 года обратил внимание на особенность даты – эры нового тысячелетия - и назвал ее «магической».

«Мы все примеряли эту дату на себя. Сначала в детстве, потом – повзрослев. Сколько нам будет в 2000 году? А сколько нашей маме? А сколько нашим детям? Казалось, что так далеко этот необыкновенный новый год. Вот этот день и настал», - заявил он.

В это время Ельцин уже был тяжело больным человеком и нуждался в постоянном медицинском наблюдении.

«Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы — те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти. Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть президентом, и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. Почему я должен ему мешать? Зачем ждать еще полгода? Нет, это не по мне! Не по моему характеру!» - сказал экс-президент.

В конце речи он извинился перед всеми россиянами, чьих надежд он не оправдал, и попросил у них прощения.

От реформ к стабильности

Для Владимира Путина предстоящее новогоднее обращение станет уже семнадцатым по счету. Не будет преувеличением сказать, что самое первое, прозвучавшее в 1999 году, стало историческим: в нем исполняющий обязанности президента впервые обратился к гражданам страны и подтвердил, что первый президент страны Борис Ельцин принял решение уйти в отставку. Обращение Путина транслировалось в эфире сразу после ельцинского.

«Дорогие друзья, сегодня, в новогоднюю ночь, я, как и вы, с родными и друзьями собирался выслушать слова президента России Бориса Николаевича Ельцина. Но вышло иначе», - заявил тогда Путин.

Он коротко резюмировал время правления Ельцина, сказав, что по-настоящему оценить, как многое сделал для России этот человек, можно только через некоторое время.

«Хотя уже сегодня ясно, что Россия пошла по пути демократии и реформ, смогла заявить о себе как сильное независимое государство – в этом его огромная заслуга», - сказал Путин.

Первая поздравительная речь действующего российского лидера была главным образом устремлена в будущее: он особо подчеркнул, что впереди россиян ждет много работы, которую можно выполнить только всем вместе. Время, когда мы будем спокойны и за своих стариков и за детей, еще не наступило, но этот момент близок – таким был общий смысл его слов.

Новогоднюю ночь с 2013 на 2014 год Путин провел в Хабаровске вместе с семьями, которые пострадали от наводнений. Свое обращение он записал за несколько дней до отъезда, но из-за терактов в Волгограде 29 и 30 декабря речь пришлось перезаписать непосредственно из дальневосточной столицы. Помимо Путина, в кадре можно увидеть пострадавших от стихийного бедствия.

Путин изменил формат новогоднего обращения тем, что стал записывать его на Ивановской площади, откуда открывается живописный вид на Спасскую башню. Правда в 2014 ракурс несколько изменился, Путин выступил на фоне исторического центра города - Спасская башня находилась на реконструкции. Ожидается, что в этом году локация также будет изменена.

Известно, что уже ставшее традиционным обращение главы государства готовится еще в середине декабря. То, что видят жители городов всех двенадцати часовых поясов в ночь с 31-ое на 1-ое – не прямой эфир, а запись. Интересна также продолжительность поздравлений: в России «рекордсменом» по самому короткому обращению был Дмитрий Медведев: его краткая и лаконичная речь обычно укладывалась в две минуты (для сравнения: последнее обращение Ельцина длилось больше 10 минут 51 секунду).

Традиция новогодних обращений существует во многих европейских странах, правда, как правило, транслируются они в канун Рождества, а не в новогоднюю ночь. Одной из первых ею обзавелась Великобритания: в 1932 году король Георг V поздравил жителей Соединенного Королевств с праздником. Текст его обращения написал Редьярд Киплинг. Традиция однажды прерывалась: в период с 1936 по 1952 год страной правил Георг VI , который страдал заиканием. В Германии с ежегодным посланием к жителям страны обращается канцлер. Традиция пришла к ним несколько позже, чем к британцам – лишь в 1970 году.

Алла Смирнова