75 лет назад началась Ржевско-Вяземская наступательная операция. За неполных четыре месяца потери составили около 800 тысяч человек. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш встретился с историками, чтобы разобраться: это была победа или поражение советской армии.
Исследователь боев под Ржевом Светлана Герасимова объясняет, что 8 января 1942 года советские войска к такой масштабной операции были не готовы - и танков не хватало, и солдат. Однако в ставке верховного главнокомандующего посчитали, что немецкая армия не выдержит стремительного натиска. В этом решении, полагает историк, и сегодня много темных пятен.
«Были использованы данные французской разведки, которые говорили, что немецкая армия истощена полностью, и она неспособна оказать какое-то противодействие вплоть до весны 1942 года. И очень странная фраза у некоторых историков звучит, что это была не дезинформация, а ошибка», - говорит кандидат исторических наук Светлана Герасимова.
Спустя 75 лет многие подробности тех боев лежат за семью печатями. Некоторые специалисты сегодня ставят под сомнение официальную версию о том, что замысел операции возник у Иосифа Сталина накануне ее начала и был продолжением контрнаступления под Москвой.
«Если речь идет об операции, ее за два дня не организуешь. Если они пятого приняли решение, а восьмого она началась, то только на принятие решения - я не говорю о подготовке материальной части и техники - надо ни один месяц», - отметил писатель-историк, кандидат военных наук, полковник запаса Владимир Мельников.
В этой операции войскам Западного фронта командующего Жукова и Калининского фронта командующего Конева была поставлена следующая задача: силами пяти армий и одного кавалерийского корпуса ударить с севера в направлении города Вязьма, а с юга в этом направлении атаковать силами девяти армий и двух кавалерийских корпусов.
Одновременно в наступление должны были перейти оставшиеся силы. Главная задача - окружить и уничтожить немецкие войска группы армий «Центр», которые продолжали угрожать Москве.
На направлениях главных ударов советское командование создавало конно-механизированные группы.
«В лесных массивах кавалерия и танковые войска оказались мало способны к передвижением. На тактическом уровне вермахт действительно сумел переиграть Красную армию», - отметил главный специалист научного сектора Российского военно-исторического общества Николай Копылов.
Началось Советское наступление удачно. Были освобождены Можайск, Медынь, Сухиничи. Однако немецкое командование оперативно закрыло бреши в обороне. Часть советских войск оказались в окружении. Наиболее драматичная судьба выпала 33-й армии. Ее солдаты несколько месяцев вели тяжелые бои в тылу проивника. Командующий Михаил Ефремов предпочел смерть плену. Тяжелораненый генерал застрелился в последнем бою, когда до линии фронта оставалось всего два километра.
«Немцы очень высоко оценивали действия 33-й армии Ефремова. Именно в этом заключается тот факт, что немцы почти в торжественной обстановке хоронят генерала Ефремова. Это был первый случай времен ВОВ», - рассказал писатель-историк Мельников.
Кандидат исторических наук Герасимова рассказывает, что в советское время в научной среде бои под Ржевом и Вязьмой были непопулярны. Успешной диссертации по ним не напишешь. Только по официальным данным, потери советских войск за неполных четыре месяца боев составили около 800 тысяч человек - убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Потери противника - чуть более 300 тысяч.
«Она (операция) не достигла своей цели. Группировка противника не была уничтожена. Немцы остались на месте. И наши колоссальные потери говорят нам о том, что она была неудачной», - считает историк.
На западном направлении советские войска отбросили немцев еще на десятки километров от столицы. Полностью освободили Московскую и Тульскую области. В результате этой операции образовался ржевско-вяземский выступ, бои за который почти без остановки будут идти еще более года. Советское командование получило бесценный опыт наступательных боев. Недаром некоторые историки называют 1942-й учебным годом.
Читайте также: