Четыре судна попали в ледовую ловушку на Чукотке. Караван из двух сухогрузов и двух ледоколов прибыл в город Певек в начале января. На обратном пути суда оказались зажаты торосами.
В гостях у «МИР 24» заместитель начальника управления эксплуатации флота ФГУП «Росморпорт» Михаил Крол.
- На Чукотке застрял караван из четырех судов. «Росморпорт» уже связывался с капитанами кораблей? Все ли у экипажей в порядке?
М.К.: Я хотел бы начать с того, что четыре судна не застряли. Два грузовых судна, которые проводят наши ледоколы, находятся в безопасном месте в Чаунской губе в ледовом припае. Что представляет собой припай? Это массив льда, который смерзся с береговой чертой, то есть он неподвижен. И соответственно сжатия там как раз нет. Наши ледоколы способны самостоятельно двигаться в дрейфующих льдах, которые за пределами припайной зоны. Но этого не делают, поскольку двигатья самостоятельно они могут, но провести суда в такой обстановке, когда идет вдоль припайного льда дрейф льда, нельзя. В таких условиях атомные ледоколы останавливаются и ждут улучшения ледовой обстановки. Данная ледовая обстановка связана с тем, что изменился ветер, который оказывает непосредственное влияние на дрейфующие льды, и в настоящее время дрейф льда не совсем благоприятен. Поэтому брать судно с припая на буксире или лидированием и выходить на дрейфующий лед, значит осложнить ситуацию и поставить суда в очень сложные условия - тогда судно действительно зажмет.
- Какие дальнейшие действия? Просто ждать?
М.К.: Да, ждать изменения ветра. Сейчас уже улучшилась видимость. Двое суток шел снегопад, и мы не могли обеспечить авиаразведку. Мы регулярно получаем спутниковые снимки данного района и на основе этой информации будет определен дальнейший алгоритм действий. Сейчас идти в место, где начинается серьезный дрейф льда, нецелесообразно и опасно.
- Какими качествами должны обладать моряки-полярники?
М.К.: Выдержкой, наверное. Желанием работать и просто любить свою специальность.
- Насколько сложна навигация по Северному морскому пути с учетом экстремальных погодных условий?
М.К.: Это сложная работа. Если бы это было легко, то судоходство более активно осуществлялось бы по Северному морскому пути, а не используя южные маршруты. Для того чтобы работать именно по Северному морскому пути, расширять временные пределы навигации в первую очередь зимой и весной - это самые тяжелые периоды в Арктике, - нужны уже и суда другие, и ледоколы. Если речь идет о будущем, о судах большой грузовместимости, на что сейчас мировое судостроение и грузоперевозки ориентированы - увеличивается измерение судов, их водоизмещение и так далее, чтобы улучшить экономику, тогда, наверное, это будет возможно. Сейчас таких грузовых судов недостаточно.
Продолжение беседы с М.Кролом смотрите в видеоверсии.
Подробнее в сюжете: Гости эфира