В Соединенных Штатах едва ли не каждый день проходят акции протеста. Страну на улицу вывели указы Трампа об ужесточении миграционной политики. Но Трамп непреклонен: «Америка - прежде всего». Он делает ровным счетом то, что обещал еще за год до выборов. Пусть сейчас своего президента критикуют сотни сотрудников Государственного департамента, Генеральная прокуратура восстала, и Голливуд против него. На церемонию «Оскар», скорее всего, не сможет приехать режиссер Асгар Фархади, хотя его фильм «Коммивояжер» - один из главных претендентов на статуэтку. Фархади из Ирана, а иранцам Трамп въезд в Америку запретил. Корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Драгнев попытался понять, не обернутся ли акции протеста для нового президента импичментом.
Не прошло и месяца, а Дональду Трампу уже указывают на дверь. Еще и расистом и сексистом обзывают. 10 тысяч человек пикетируют здание Службы защиты границ и таможни США. Беженцам в толпе рады. А Трамп - даже детей не вдохновляет. Недовольства вспыхивают то тут, то там. Никогда еще Штаты не были так расколоты и одновременно так едины. В толпе бок о бок иудеи и мусульмане, черные и белые. Все вдруг вспомнили - каждый нет-нет да из семейства иммигрантов.
Дело, казалось бы, ясное. Трамп не хочет, чтобы в Штаты пробрались террористы. Въезд запретили гражданам семи стран - Йемена, Ирака, Ирана, Ливии, Сирии, Сомали и Судана. Максимум на 120 дней для сирийцев и 90 - для остальных.
«Я принял меры, чтобы держать террористов подальше от США. Мы не хотим их здесь. Мы хотим убедиться, что не допускаем в страну ту угрозу, с которой борются наши солдаты. Мы лишь хотим видеть здесь тех, кто поддержит нашу страну и будет любить наш народ», - пояснил президент Трамп.
Распоряжение исполнили молниеносно и буквально. Кого-то это решение застало в самолете. Под раздачу попали даже иракские переводчики с гринкартами. Люди, которые помогали армии США. Такая вот благодарность.
«Таким образом Белый дом обходит Конгресс и судебную систему и действует напрямую. В какой-то степени это даже в обход Конституции», - считает шеф-корреспондент журнала «The Atlantic» Джеффри Тайлер.
Противники Трампа спят и видят, как объявить ему импичмент. Но президент ничего не нарушил, полномочия не превысил. Да и под присягой не солгал. Кому можно, а кому нельзя в Штаты - по закону решать главе государства.
Его встречают как рок-звезду. Иранцу Али Ваехену одному из первых досталось от Трампа. Пограничники в Лос-Анджелесе сначала не выпустили его из самолета, несмотря на визу и родственников в США. Потом его кое-как все же пустили в страну. Сам Али зла на Америку не держит. «Это закон, я все понимаю. Раз я здесь - это воля мультивселенной», - говорит мужчина.
И воля американского суда. Именно он частично приостановил распоряжение Трампа. В аэропорту иранца встретил мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти. Он с Трампом не согласен, как и многие в США.
«Сегодня праздник для одного человека, одной семьи. И для тех из нас, кто считает президентский указ антиамериканским и неуместным», - заявил исполнительный директор Американского союза гражданских свобод Южной Калифорнии Гектор Вильягра.
За такие слова можно и поста лишиться. Так случилось с исполняющей обязанности генпрокурора страны Салли Йейтс. Она тоже усомнилась в решении президента. Трамп расценил это как предательство. Ее примеру последовали еще 900 работников Госдепа. Все уверены - так можно навредить и политикам, и бизнесменам. Представители Кремниевой долины - почти сплошь мигранты - тоже высказались.
«Тут нет места предвзятости. Мы всегда будем компанией, борющейся за многообразие. Будем настаивать на этом и добиваться прогресса. Это и есть основа Америки», - убежден генеральный директор Microsoft Сатья Наделла.
«Мы должны держать наши двери открытыми для беженцев. А также для тех, кто нуждается в помощи», - сказал руководитель Facebook Марк Цукерберг.
Инициатива Трампа больно ударит по карману крупных корпораций. Мигрантам придется платить, как американцам. Или нанимать только американцев. Ни то, ни другое невыгодно. Неквалифицированный труд тоже под угрозой.
Американский фундамент закладывали в том числе и соседи мексиканцы. Литисия Рамирез перебралась в Штаты в поисках лучшей жизни, получила гринкарту, лечила американцев. А теперь удивляется - почему эти люди хотят ее выгнать.
«Многие иностранцы, не только мексиканцы, пересекают границу США. Сальвадор, Гватемала, они добираются из Южной Америки к Северной и тоже переходят границу. Но президент говорит только про мексиканцев, это же неправда»,- недоумевает женщина.
Соплеменников Литисии в Штатах - около 50 миллионов. Ежегодно около полутора миллионов человек перебегают на границе с Мексикой. Кто-то погибает. Иногда хватают пограничники - накормят, согреют и выдворят обратно. Наутро все повторяется. Те, кто прорвались, пару раз в год могут увидеть родных на границе. На общение - всего три минуты. Кажется, река Рио Гранде от их слез только шире. Но и этих встреч может скоро не быть. Оспорить строительство забора не получилось. Зато суд Сиэтла приостановил миграционный указ президента. Но этот барьер хрупкий - Минюст вот-вот его сломает. Так что даже свой народ Трампу не указ, он все выше возводит стены.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе