Ностальгией по дворам: субботники вчера и сегодня

11:26 29/04/2017
Ностальгией по дворам: субботники вчера и сегодня

В годы ранней советской власти коммунистические субботники стали одним из символов совместной борьбы трудящихся за развитие молодого государства. Впрочем, довольно скоро субботники приняли характер чисто символический. В них видели своеобразный ритуал, призванный воспитать «правильную», коммунистическую молодежь.

Идея проводить субботники появилась в Советском Союзе. Сейчас традиция возрождается, и даже становится модной: их участникам выдают метлы с селфи-палками, фотографии с субботников разлетаются по соцсетям, субботники нередко посещают звезды шоу-бизнеса. Накануне Первомая корреспондент «МИР 24» поговорил с людьми из разных поколений и узнал, как со временем изменилось отношение к этому специфическому феномену, оставшемуся от Страны Советов.

Ирина, 58 лет, пенсионерка. Субботники считает хорошим уроком для молодого поколения

Нас туда никто не сгонял. Даже после субботников, когда мы приходили домой, работали во дворах, никто нас не заставлял. Кто-то один выходил белить деревья, сажать цветы, убирать территорию, и все соседи спускались вниз и тоже все это делали.

На субботники мы шли как на праздник, и это на самом деле было так. Потому что чувство патриотизма развивалось у детей, когда они были еще октябрятами, пионерами, комсомольцами. Сажали деревья. Вот у пруда вырос парк, это все посажено нами.

И никто нас не заставлял. Даже стыдно было, если ты не пойдешь. Никто не «косил», у нас такого в самом деле не было. Это сейчас в школах пошло, говорят, что нельзя детей принуждать. А что в этом плохого, если прививается чувство общности и (понимание. – Прим. ред.) того, что ты должен не сорить, а убирать.

В субботниках самым главным было общение. Еще награждали того, у кого красивее клумба, у кого красивее грядка (смеется). Награждали грамотами, значками, в газетах фотографии вывешивали с мероприятий. Что плохого в том, чтобы привить трудолюбие с детства? Я считаю, что ничего. И дело не в моем возрасте.

Сергей, 38 лет, музейный работник. На субботники ходил подраться

У нас много было субботников, но единственное, что я помню, — куча листьев, нам выдают грабли, вилы, еще что-то. В общем, странно: нам выдавали только грабли, вилы, и все.

А, вспомнил! У нас школа советская была. Были маленькие низкие заборы бетонные, через них легко можно было перелезть, не как сейчас в школах. И, соответственно, древко инструмента использовалось в качестве такого прыгательного шеста (смеется). Так вот развлекались.

За нами никто никогда особо не следил. Ну мы и дрались, что еще делать было? Травматизма, кстати, почему-то не было, никому не пропалывали бок. От субботников всегда была одна мысль: «Зачем? Зачем это все происходит?»

Ксения, 25 лет, художник, на субботниках пела частушки

У нас все было довольно просто. Маленькая школа, здание двухэтажное и небольшой двор, в котором мало что было. Какие-то клумбы с ландышами, а рядом клумбы с декоративным луком (это самое лучшее, что там было, — его можно было есть). И нас периодически планово сгоняли осенью и весной. Осенью надо было убирать листья, весной — что-то сажать, перекапывать, обрабатывать. Но делать там особо было нечего, поэтому мы просто разрыхляли вокруг того, что уже посажено, стараясь при этом не разнести то, что уже есть, и все эти посевы граблями не сломать.

Считается, что первый субботник провели 12 апреля 1919 года партийные работники депо Москва-Сортировочная. Проходил он ночью. За десять часов сверхурочного (и неоплачиваемого) времени энтузиасты отремонтировали три паровоза.

Наш директор любил походить между рядами и наблюдать за процессом. Он, видимо, думал, что должен это как-то курировать. При этом, кажется, у него не было каких-то представлений о том, что от него требуется. И он пытался сделать из субботника что-то вроде костров в пионерлагерях. Он пытался всех разводить на личные разговоры, заставлял что-то петь. Сам он пел частушки и других призывал к тому же. Мы с ним были не в ладах, поэтому ему казалось необходимым «докопаться» и до меня по этому поводу. Он спросил, знаю ли я частушку, я и спела:

Скоро я отсель уеду,
Скоро я смотаюся,
Здесь меня никто не любит,
Я и не нуждаюся.

Но, мне кажется, он остался вполне доволен. У директора вообще были очень странные представления о том, зачем в школе нужны дети.

Николай, 46 лет, учитель физики, мало что помнит

Мне довелось участвовать в субботниках в 80-х – когда я учился в школе. Мы (точнее, я под руководством отца) выходили собирать мусор, сажать деревья, папа, помню, что-то носил, красил.

Субботники были тем событием, на котором встречались почти все жители двора. Это был, наверное, лучший способ познакомиться со своими соседям. И, возможно, один из лучших способов завести дружбу. Причем семьями.

На субботниках почти все разбивались по компаниям, причем параллельно с уборкой всегда что-то обсуждали. Некоторые мужчины, как и мой папа, шутили, выпивали. Мне, правда, не наливали – был маленький.

Ольга, 21 год, студентка, тоже не повезло с директором школы

Произошел потоп в библиотеке. Половину помещения затопило так, что учебниками уже невозможно было пользоваться, другую половину еще можно было спасти. Но для этого нужно было перенести книжки в другое, сухое, место. Ну, а там такое здание у школы было, что библиотека была в пристройке слева. И выхода из нее прямо в школу не было, надо было обходить все здание.

Должен был быть субботник, на него пришли три девочки. У нас почему-то считали, что ответственность лежит на каких-то определенных людях, а кто не пришел — да и черт с ними. Главное, что кто-то пришел, и он должен сделать все. Вот мы пришли втроем, и наш директор захотел, чтоб мы перетаскивали учебники. Но с нами была завхоз, которая, собственно, была хранителем всех ключей, в том числе от библиотеки. У нее было более адекватное мнение. Она считала, что не надо поощрять эту эксплуатацию. Она решила нам помочь и дать возможность оттуда уйти и переключиться на другие, более реальные задачи. Поэтому она сделала вид, что ключ не подходит, хотя на самом деле это был другой ключ. В любом случае, директор в ключах, понятно, не разбирался, но подозревал, что его обманывают. Причем подозревал он это все время. Он был параноик, ему казалось, что над ним постоянно издеваются.

Он, в общем, ей не поверил и решил пойти другим путем. Он пошел в школу и там в подсобке у завхоза нашел что-то вроде бензопилы, пошел с ней к двери библиотеки и начал стараться ее выпиливать. При этом пилу он, видимо, держал в руках впервые в жизни (смеется), поэтому дверь просто была очень сильно покоцана. Мы тогда просто по-тихому смылись, нам Любовь Николаевна подавала знаки: «Бегите, пока можете». Потому что не факт, что что-то останется от двери, от директора, от Любови Николаевны.

Когда мы пришли в следующий раз, по-моему, дверь просто была сильно повреждена, ее потом меняли. Но все закончилось хорошо: директор остался жив, недавно на пенсию вышел. Такой вот субботник.

Эдуард Лукоянов