Воспитание на зоне: как живут матери-заключенные

23:01 04/06/2017
Обстрел Макеевки: Снаряд разорвался в колонии

В первый день лета дети приезжают в женскую колонию к своим матерям. Что такое воспитание на зоне, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Ксения Крихели.

Женская исправительная колония №5 Тверской области. Средний срок заключения здесь - от пяти до десяти лет. Раз в году в учреждении проводят день открытых дверей. Для осужденных – это настоящий праздник.

К большому концерту готовились несколько месяцев. Все же случай сегодня исключительный - в колонию приехали дети заключенных. Поют и танцуют для них мамы.

В исправительной колонии отбывает наказание 605 женщин. Статьи разные: «Мошенничество», «Нанесение телесных повреждений», «Убийство». Характеры тоже разные. Нарушения дисциплины едва ли не каждый день. Самое суровое наказание – запрет на встречу с детьми.

Анастасия сидит три с половиной года. Сыновей Ростислава и Ярослава к ней привозят нечасто. Игровой комнатой на время стала местная библиотека. Все игрушки сделаны руками заключенных

Как рассказать детям о сексе?

Без матери Ростислав и Ярослав остались, когда им было всего две недели. Всему виной, признается женщина, наркотики. Статья 228. Печальный итог: она не видела, как сыновья начали ходить; не слышала, как произнесли первые слова.

«Я подавала на отсрочку на 82-ю статью, но пока безрезультатно. Обосновывают тем, что у детей как бы все есть, они ни в чем не нуждаются. Бабушка с дедушкой, хороший уход», - рассказала Анастасия.

Дети пока не знают, что это за место, и где их мама. Анастасия надеется объяснить потом. Максиму пять лет, три из них он живет без мамы. Ребенку сказали, что мама здесь работает.

Домой его мама Лора вернется только через три года. Статья та же - 228-я. Старшую дочь родила в 14, через год на свет появился Максим. В 18 села. Говорит, что все началось после того, как посадили мужа. Сначала таблетки, потом смеси, потом в ход пошла тяжелая артиллерия. В итоге помогала продавать наркотики.

«Я всегда была далека от этого - дети, дом. А потом одним разом все это накрылось. Как выйти, как освободится, с чего начать. Куда идти с двумя детьми», - поделилась Лора Гайч.
Но пока Лора на зоне. И сегодня, в детский день, здесь каждая минута на вес золота.

Синдром третьей четверти

В клубе дают спектакль. Все как на воле, только на сцене одни заключенные. Подполковник полиции начальник колонии Анна Смирнова хоть и считает себя строгим воспитателем, но уверена: дни открытых дверей в колонии - хороший стимул для отбывающих наказание.

«Он дает такую встряску, некую подачу серьезную взрослым задуматься, что они наделали. Может это как раз как хирург, когда он скальпелем режет - человеку больно, но при этом он лечит. Этот момент надо учитывать. Но ни в коем случае не перебарщивать со стрессом», - рассказала начальник ФКУ ИК-5 УФСИН по Тверской области Анна Смирнова.

В колонии понимают: прощаться с детьми и так тяжело. Лора целует Максима и очень переживает за свою бабушку, которая растит ее сына.

А на следующий день снова работа. Лора, как и другие заключенные, занята на швейном производстве. Все, что сейчас могут сделать эти женщины для своих детей, - много трудиться, выполнять норму. Это один из немногих шансов получить условно-досрочное освобождение.