Проблемные ипотечники получат 2 млрд рублей из резервного фонда российского правительства. Об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Сколько заемщиков в России испытывают проблемы с выплатой ипотеки и рискуют остаться без квартиры, как им будут помогать и хватит ли этих денег?
Например, у заемщика Алексея в результате кризиса 2014 года и резкого падения рубля долго в 166 тыс. долларов из 4 млн рублей превратился в девять. Ег7о квартира уже арестована, ее могут продать на торгах, но даже после этого он останется должен банку. Алексей скорей всего может претендовать на государственную поддержку, точные критерии помощи озвучат в ближайшие дни.
Некоторые параметры программы уже опубликовала газета «Коммерсант» На помощь могут рассчитывать заемщики, чей долг вырос на 30% и более или на столько же упали доходы. Валюта кредита значения не имеет. Решать, кому помочь, будет специальная комиссия. Это уже не первая программа помощи. В 2015 году на решение проблемы ипотечников государство выделило 4,5 млрд рублей. Тогда проблемный заемщик мог получить до полутора млн от государства, правда, при условии, что треть долга погасит он сам, а еще треть спишет банк. С выполнением последнего требования часто возникали проблемы.
«Нельзя ни на каком коне объехать банк, – говорит финансовый омбудсмен Павел Медведев, – если банк упирается и не присоединяется к программе, то человек, подходящий под эту программу, имеющий право претендовать на эти полтора миллиона, не может воспользоваться правительственной программой потому что какой-то банк не идет ему навстречу».
В такой ситуации оказались тысячи валютных ипотечников, среди них Александр Александров из Петербурга. У него арестована не только квартира, но и все имущество, включая банковские счета.
«Есть у нас потеря в самом прямом смысле этого слова. В январе у нас умер заемщик, не выдержав нажима банка. Ему поступали постоянные звонки с угрозами и требованиями отдать жилье и выметаться на улицу. У человека не выдержало сердце, и он умер».
Иногда идти на компромисс не хотят сами заемщики рассказывают в Ассоциации региональных банков. Вместо того чтобы искать конструктивные решения, они устраивают голодовки и осаждают банковские отделения.
«Больших мерзавцев я в жизни не видел, – заявляет вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. – Человек стоит перед тобой, ты предлагаешь ему искать компромисс, перевести долг в рубли по определенному курсу. Например, однажды я предложил группе заемщиков 41 рубль за доллар. Их ответ был таков: “Нет, только на наших условиях. 30. Другие предложения мы не рассматриваем. Почему вы не идете на диалог?” Но это не диалог, это ультиматум. Заемщики говорят, что банк их вынудил войти в кабальные условия, потому что им нужен был, к примеру, iPhone. А ты уверен, что он тебе нужен? Ты не можешь обойтись обычным кнопочным телефоном, как у меня, вице-президента Ассоциации региональных банков страны?»В январе 2015 года в России насчитывалось около 15 тысяч заемщиков с валютной ипотекой. Сейчас их – в три раза меньше. Это те, у кого еще не успели отобрать квартиру и те, кто не захотел или сумел договориться с банком. Это значит, что у их проблемы уже не будет простого решения.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Ипотека