Снести или возвести: в Тбилиси решают судьбу безнадежных долгостроев

12:26 20/07/2017

Здания-призраки, которые уродуют грузинскую столицу. Все долгострои в современном Тбилиси остались еще со времен Советского Союза. На их демонтаж нужно много денег. Но пока ищут спонсоров, объекты разрушаются и представляют опасность для горожан. В этом убедился и корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.

Полная сдача в эксплуатацию нового учебного комплекса тбилисского государственного университета была запланирована на 1990 год. Математикам, программистам и экономистам повезло. Их высотку достроили. Биологам в то время пришлось заниматься в аудиториях, где продолжались ремонтные работы. А вот физики и химики новоселье так и не справили.

Здесь все, как в фильмах про постапокалипсис. Время не пощадило ни металл, ни бетон. Недостроенный корпус зарастает травой и кустами. Тут же валяется мусор. На нижних этажах должны были расположиться исследовательские лаборатории, выше - аудитории и библиотека.

Профессор Тбилисского университета Рамаз Гахокидзе вспоминает, как его кафедра готовилась к переезду. Тогда он был начинающим лектором.

«Планировку лабораторий согласовывали с нами. Они должны были быть просторными. Была предусмотрена и система вентиляции. Ждали год, два, десять. А теперь каркас лучше снести», - вспоминает профессор.

Отметить новоселье не дали инфляция и экономический кризис начала 90-х. Недостроев, подобных учебным корпусам университета, в грузинской столице - сотни. Что с ними делать, до сих пор решают в тбилисской администрации.

«Во-первых, после развала СССР многие предприятия перестали существовать, у некоторых сменился владелец, есть юридические казусы. Такие здания представляют уже и физическую опасность для людей. Они могут развалиться. В новом плане учтены все такие долгострои. Особую проблему представляют недостроенные жилые строения», - сказал архитектор Демур Сванидзе.

В одном из ярких примеров жилищного долгостроя квартиры должны были получить сотрудники Научно-исследовательского института. Но НИИ развалилось, стройка остановилась, подъемные краны замерли. И сегодня эти свидетели некогда кипящей на стройплощадках работы и сами опасны не меньше, чем обветшалые здания.