Трудная судьба Троице-Сергиевой лавры

10:01 11/08/2017

В Троице-Сергиевой лавре сегодня праздник – она отмечает юбилей. Прошло 680 лет с того момента, как ее основал святой Сергий Радонежский. Сейчас это культурный и духовный центр России. Одни едут в лавру, чтобы полюбоваться древней архитектурой и знаменитыми фресками Андрея Рублева. Другие – за душевным спокойствием, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.

Троице-Сергиева лавра – не только венец Золотого Кольца, но и символ православной Руси. С ней связаны многие ключевые моменты российской истории. Здесь венчали на царство монархов, держали оборону от иноземных захватчиков и переписывали священные тексты. Причем все это стало возможным благодаря воле одного человека, Сергия Радонежского. В первый раз он появился здесь 680 лет назад, ещё под мирским именем Варфоломей.

«Он пришел на гору Маковец, в пустынное и безлюдное место, здесь были деревья, рос лес. Была сооружена келия в виде шалаша, где преподобный Сергий жил со своим братом Стефаном, и они совершали свои первые молитвенные подвиги», – рассказывает иеродиакон Памфил.



Тандем долго не просуществовал — Стефан не выдержал лишений и вскоре вернулся домой в Москву. Вряд ли он верил, что из их подвижничества получится что-то великое, и что для многих христиан побывать тут спустя века будет сродни путешествию в Иерусалим.

«Я не ожидал, что это настолько красивое место. Все эти церкви, древние храмы с великолепной архитектурой – потрясающе! Думаю, если бы не такое количество туристов, я бы прочувствовал и сакральную атмосферу монастыря», – делится впечатлениями гость из Милана Валентино Педретти. 

Сегодня здесь толпы паломников со всей планеты. А в XIV веке тут жил лишь один Сергий Радонежский. Постепенно весть о праведном отшельнике дошла до людей, они приходили сюда посмотреть, как он живет, а некоторые и остались.

Ученики жаловались на невыносимую аскезу – за водой, например, приходилось ходить за несколько километров. И тогда, по преданию, преподобный Сергий сотворил одно из первых своих чудес – здесь, на горе, забил источник с целебной водой. 

За этой водой сегодня в очередь выстраиваются даже китайцы. Вряд ли они надеются на чудо исцеления, скорее хотят утолить жажду — к чужой истории. В стенах монастыря Дмитрия Донского благословляли перед Куликовской битвой, короновали Ивана Грозного и держали осаду польско-литовского войска Лжедмитрия. Тут погребены многие святые, в том числе митрополит Филарет.

«Место силы! Приезжаешь ослабленный и больной. Буквально походишь тут пару часов и восстанавливаешься. И физически, и морально, и духовно», – отметила Анна Попова (Воронеж).

Людям светским лавра скорее интересна как пример русского зодчества. К её архитектурному ансамблю, кажется, приложились все русские самодержцы. 88-метровую колокольню вообще строили аж при трёх императрицах. Но после революции новая власть в божественном покровительстве не нуждалась, и в Сергиевом Посаде настали тёмные времена. 

«В трапезном храме было военное училище, в московской духовной академии был кинотеатр, в соборах был музей. А монастырское кладбище, которое существовало на территории, было разорено», – рассказывает иеродиакон Памфил.

Не оставили в покое даже мощи самого Сергия Радонежского. Вскрытие гробницы в 1919 году сняли на кинокамеры, в присутствии священников и прихожан. Однако останки оставили в Лавре, а потом вернули церкви. Поклониться им приезжает до миллиона паломников в год. 

Словно компенсация за все тяготы, которые Троице-Сергиева лавра перенесла в XX-ом веке, уже в XXI-ом здесь прошла самая грандиозная реставрация. Теперь здания и интерьеры полностью соответствуют дореволюционному облику.