Сегодня прошли первые задержания руководства компании «ВИМ-Авиа», по вине которой пострадали более 100 тысяч человек. Билеты на самолеты, которые они приобрели, в одночасье превратились в пустые бумажки. На что надеяться этим людям, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Сергей Поляков.
Утром в Следственном комитете допросили генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерины Пантелеевой. Их подозревают в хищении нескольких миллиардов рублей. Однако главные фигуранты уголовного дела до сих пор на свободе и объясняться с сотрудниками правоохранительных структур, судя по всему, не собираются.
«Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы, по имеющейся информации, находятся за пределами России. Проводятся мероприятия по установлению их местонахождению», - заявила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
Рашид и Светлана Мурсекаевы улетели во вторник, спешно. Хотя незадолго до этого владелец «ВИМ-Авиа» заявил, что они ищут решение экономическим трудностям компании и обязательно позаботятся о пассажирах.
«В авиакомпании «ВИМ-Авиа» закончились оборотные средства, финансирование заморожено и приостановлено обслуживание в аэропортах. Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления. Продолжаем переговоры с финансовыми структурами об оказании поддержки для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров», - говорил Рашид Мурсекаев.
Однако владельца авиаперевозчика и след простыл. По данным сайта «ВИМ-Авиа», в здании в Москве находится их представительство. В разгар кризиса сотрудники компании здесь не появлялись, у входа даже вывески не оказалось. Другой адрес компании - юридический - ведет в республику Татарстан. Компания с миллиардным оборотом оказалась зарегистрирована в деревне Богатые Сабы. В 100 километрах от Казани местные журналисты нашли одноэтажный дом с яркой вывеской «ВИМ-Авиа». Здесь компания снимала помещение за пять тысяч рублей в месяц.
Тем временем десятки тысяч человек - клиентов «ВИМ-Авиа» - оказались в подвешенном состоянии. Многие по-прежнему находятся в аэропортах, в ожидании своих рейсов.
«60 человек остались здесь. Просто не поместились на рейс, и о нас забыли. Рейс ушел, а мы остались здесь, и теперь пытаемся добиться какого-то внимания, чтобы о нас вспомнили. В основном, остались мамы с детками, как ни печально», - сказала пассажирка Оксана Миколюк.
За рубежом 40 тысяч туристов с билетами на чартеры не могут вернуться на родину. Всего авиакомпания продала 190 тысяч билетов с датой вылета на ближайшие несколько недель.
«Я планирую улетать 10-го числа, поэтому надеюсь, что сейчас быстро все это разрешится. Менеджер сказала, что возможно будут доплаты», - рассказала редактор планирования информационной службы МТРК «МИР» Наталья Щелканова о предстоящей поездке.
«В первую очередь, мы должны вывезти тех туристов, которые находятся за пределами РФ - прежде всего, в Турции. Параллельно будут осуществляться перевозки регулярных рейсов, и только после этого мы будем перевозить тех туристов, которые купили билеты, но дата вылета еще не наступила», - пояснила советник министра транспорта РФ Жанна Терехова.
Задержки рейсов «ВИМ-Авиа» начались 23 сентября. Из-за долгов за топливо на один миллиард рублей аэропорт Домодедово отказался далее заправлять самолёты в кредит. Чуть позже стало известно, что общая задолженность компании превышает семь миллиардов. Банкротство «ВИМ-Авиа» привлекло внимание на самом высоком уровне, президент Владимир Путин отчитал министра транспорта Максима Соколова, объявив о неполном служебном соответствии.
«Я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, то подумаем, что делать. Если не справитесь, то тоже подумаем», - предупредил Путин.
Тем временем, самолеты авиакомпании будут летать до 15 октября. Пассажирам, у кого поездка запланирована на более поздние даты, билеты предлагают вернуть. Как уточняет ТАСС, аэропорт Домодедово до конца дня обеспечит подготовку к вылету шести самолетов «ВИМ-Авиа».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Ситуация вокруг «ВИМ-Авиа»