Кто виноват: становление и банкротство «ВИМ-Авиа»

18:20 01/10/2017

Десятки тысяч туристов не смогли улететь: кто домой, кто в отпуск.  Авиакомпании «ВИМ-Авия» в одночасье оказалась парализована. Как так получилось? И куда смотрел министр? Этот вопрос последние дни звучит в десятках аэропортов по всему миру. Но ответа большинство пассажиров так и не получают. Корреспондент телеканала «Мир 24» Родион Мариничев разбирался в этой ситуации. 

«Мало того, что за билеты отдали, еще и цены такие сейчас - по 70 тысяч - где эти деньги брать?», - рассказала пострадавшая.

Альтернативы до сих пор ждут около ста тысяч человек: 70 тысяч - в аэропортах и городах России, еще почти 30 тысяч - на зарубежных курортах. Сложнее всего ситуация обстоит в Турции: оттуда домой не могут вернуться около восьми тысяч человек. 

«Мы кормимся слухами. Кто-то звонит своим знакомым, смотрим в соцсетях, телевидение - вот вся наша информация!», - поделился пострадавший Алексей Плюсин. 

Некоторым туристам, можно сказать, повезло: из аэропорта их привезли обратно в гостиницу и разрешили пожить бесплатно. Но продленному поневоле отпуску они не рады, многие рискуют потерять работу.

Нервы сдают, когда становится понятно: вслед за перевозчиком молчат и туроператоры. 

В среду ситуацию под личный контроль взял президент Владимир Путин и потребовал ответа от министра транспорта Максима Соколова. Тот развел руками: «ВИМ-Авиа» соответствовала всем нужным критериям. 

«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними, что это за критерии такие. Хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуации быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему эту закрыть», - заявил глава государства. 

Теперь Максим Соколов каждый день проводит заседание оперативного штаба. 

«Я на прямой связи нахожусь с губернаторами и главами субъектов Дальнего Востока. Могу сказать, что по этому направлению основные проблемы решены», - сказал Соколов. 

Получив выволочку от президента, министр вызвал «на ковер» и представителя «ВИМ-Авиа». 

«Ищем любую возможность, чтобы дополнительно организовать рейсы для вывоза пассажиров из мест, где они у нас находятся», - сказал директор по наземному обслуживанию «ВИМ-Авиа» Дмитрий Волков.

Возможности, действительно, появились. Всех, кто должен лететь «ВИМ-Авиа», до 15 октября перевезут другие семь авиакомпаний. Выделили даже два самолета из президентского отряда. Тем, у кого билеты на более позднее число, рекомендуют их сдать. Правда, деньги все равно вернут не полностью. В самой же авиакомпании растут долги по зарплате. 

«Зарплату не дают два месяца. Все увольняются, и кто будет выполнять рейсы, не знаю. Мы никому не нужны!», - написала одна из бортпроводниц.

Но и о сотрудниках «ВИМ-Авиа» правительство теперь тоже позаботилось. Нашлись 98 миллионов рублей на погашение долгов по зарплатам и наземному обслуживанию. 

Компания начинала в 2002-ом как один из вполне надежных чартерных перевозчиков. Основал ее пилот Виктор Иванович Меркулов. Отсюда и аббревиатура «ВИМ». 

Бывшие коллеги говорят: если бы не его смерть в 2006-м, «ВИМ-Авиа» не докатилась бы до коллапса. 

«Он уже окреп как пилот, и, самое главное, что у него проявились очень хорошие организаторские способности. Он не боялся нового», - поделился заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

Незадолго до смерти Меркулова компанию выкупил Рашид Мурсекаев вместе с супругой Светланой. По данным следствия, сейчас они скрываются за границей. Так что пока перед правосудием предстали теперь уже бывший генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. Они будут под домашним арестом до 25-го ноября. 

«Следствием установлено, что не позднее 22 сентября текущего года у должностных лиц авиакомпании «ВИМ-Авиа» возник преступный умысел, направленный на хищение средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере», - заявила официальный представитель Московского межрегионального управления СК РФ на транспорте Елена Марковская.

На непрозрачность бизнеса указывал и еще один факт. Центральный офис компании располагается в одной из московских промзон. По крайней мере, об этом говорится на официальном сайте «ВИМ-Авиа». Но догадаться о том, что именно здесь координируется работа одного из крупнейших в России авиаперевозчиков, очень сложно: нет ни одной вывески с названием компании. Но интересно даже не это. Официально «ВИМ-Авиа» зарегистрирована в нескольких сотнях километров от Москвы, в практически деревенском доме в одном из поселков Татарстана.

«Мы знаем, как сделать билеты дешевыми» - таков был один из слоганов компании. Но за этой дешевизной стоял рискованный бизнес.

Парк авиакомпании - это 29 самолетов, средний возраст которых - около 20-ти лет. При этом девять бортов - на хранении, в перевозках не участвуют. В нынешнем году авиакомпания обслуживала около 60-ти направлений, включая чартеры. Получается, по одному самолету на целых три маршрута. 

«Устаревшая техника, на новую технику у них тоже не хватает. Задолженности растут, кредиты растут, обслуживание дорожает, доходы не растут. Рано или поздно это должно было лопнуть», - рассказал аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Проблемы у «ВИМ-Авиа» начались давно, но бизнес-схема не менялась: в погоне за увеличением рейсов и пассажиров компания зачастую продавала дешевые билеты себе в убыток. В прошлом году пострадавшим оказался и режиссер информационной службы МТРК «МИР» Алексей Коряков. В июле 2016-го он летел из Москвы в Симферополь. 

«Я узнал о том, что рейс задерживается сначала на два часа, потом задержка была еще на два часа, потом на три часа. В общей сложности я просидел в Домодедово около 18 часов», - поделился Алексей Коряков.

А этим летом пассажиры на задержки рейсов стали жаловаться гораздо чаще. В начале сезона несколько самолетов вовремя не вышли из ремонта. Это и стало последней каплей. В Росавиации обратили на это внимание. В августе провели последнюю проверку «ВИМ-Авиа» и ничего не нашли.

«Не отражались ни задолженности перед аэропортами, ни задолженности перед лизингодателями, ни задолженности перед топливозаправочными предприятиями. То есть авиакомпания по вот этой бухгалтерской отчетности была вполне себе благополучной», - сообщил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

На этой неделе в «ВИМ-Авиа», наконец, признали: у компании закончились оборотные средства. Сейчас долги перевозчика кредиторам оцениваются в семь миллиардов рублей. 

Находясь в шаге от банкротства, «ВИМ-Авиа» может потянуть за собой и российскую туристическую отрасль. Москвичка Юлия Кузьминова – одна из тех, кто остался без отпуска. За путевку в Турцию она заплатила 66 тысяч рублей. Должна была улететь в понедельник, но рейс сначала перенесли на вторник, а потом и вовсе сказали: самолета не будет. 

«Нам сразу автоматически, без нашего согласия отменили тур. Мы даже ничего не подписывали», - рассказала пострадавшая.

Десять миллионов долларов - в такую сумму операторы оценили затраты на повторную оплату сорванных авиаперелетов. Больше всего пострадали шесть туристических компаний Coral Travel, Anex Tour, Tez Tour, Mouzenedis Travel, Tui, Интурист. Сейчас они избегают не только журналистов, но и турагентов. 

«Мне отвечали: «Коллега, подождите!» Информация будет чуть позже. Потом нам прислали официальное письмо о том, что все наши туристы улетят, что все обязательства будут выполнены», - рассказала директор туристического агентства Ольга Игумнова.

Лишенные отдыха люди уже готовят судебные иски. 

«Туроператоры обязаны, подчеркиваю, обязаны их отправить в соответствии с условиями тура. То есть, туроператор должен сам вопрос решить, на какой он их посадит самолет. Если он отправить не может, он должен вернуть деньги в полном объеме», - прокомментировал заместитель председателя Общественного совета Федерального агентства по туризму Дмитрий Давыденко.

«Полностью возместить людям стоимость отдыха не получится, потому что деньги за билет сгорели безвозвратно. «ВИМ-Авиа» больше нет, и туроператор не сможет получить эту компенсацию за билет никогда ни от кого», - рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

В Ассоциации туроператоров уверены: чтобы такое не повторилось в будущем, нужно менять законодательство. Ведь сегодня туроператоры никак не могут воздействовать на перевозчика и, по сути, сами оказываются у него в заложниках. 

«При подписании договора на чартер туроператор не знает, какой объем регулярных рейсов запланирован перевозчиком, он не знает, что у него с лизинговыми самолетами. Безусловно, все эти вопросы можно задать, но туроператор не имеет полномочий как-то это все проверить», - объяснила Майя Ломидзе.

Рано или поздно все пострадавшие пассажиры доберутся до места назначения. Но к тому времени «ВИМ-Авиа», возможно, перестанет существовать. 

Такое уже было. Осенью 2015-го частная авиакомпания «Трансаэро» просто перестала существовать. По объему перевозок она была на втором месте после «Аэрофлота», но появились многомиллиардные долги. Ситуация схожа с «ВИМ-Авиа», да не совсем.

Авиация на взводе


В общем-то, владельцы тогда тоже переоценили свои возможности. Это и стало роковым фактором. Купили и арендовали довольно много самолетов, а обслуживать их в полной мере не получилось. Лайнеры летали полупустые, приходилось работать в убыток. Плюс кризис 2014-го. Доходы у «Трансаэро» были в рублях, а большая часть расходов - в иностранной валюте. Так что долги банкам по кредитам и перед поставщиками неизбежно росли, и неизбежно этот мыльный пузырь должен был лопнуть.  

Тогда поднимать компанию из руин позвали Александра Бурдина. Сегодня его же назначили гендиректором «ВИМ-Авиа». По факту он - кризисный менеджер. С «Трансаэро» за два года ему удалось погасить долги по заработной плате, завершить проверку всего имущества, расплатиться по кредитам. Сейчас - задачи те же, и даже больше.