Газо-политические отношения: зачем Путин прилетел в Туркменистан

18:02 02/10/2017

По данным газеты «Коммерсантъ», до 2016 года «Газпром» был одним из крупнейших покупателей газа у Туркменистана. Однако, не договорившись о новой цене на топливо, российская компания сначала почти в четыре раза сократила импорт газа, а потом и вовсе разорвала контракт. Хотя действовать он должен был до 2028 года. 

Помимо цены стороны тогда не смогли определиться и с объемами поставок. Туркменистан поставлял примерно 10 миллиардов кубометров газа, в то время как «Газпрому» нужно было в два раза меньше. 

Споры вокруг цены на газ длятся до сих пор. В Стокгольмском арбитраже находится иск «Газпрома». Российская компания считает, что платила больше за газ в течение пяти лет - с 2010-2015 годы. В случае положительного решения Туркменистан должен будет вернуть пять миллиардов долларов. По данным «Интерфакс», рассмотрение дела отложено до декабря 2018 года.

В последний раз президент России посещал Туркмению в 2012 году. Зачем Владимир Путин прилетел на этот раз – в студии телеканала «МИР 24» пояснил директора Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.

Долгая дорога к Солнцу

- Многие эксперты считают, что нынешней визит непременно станет знаковым. Зачем Владимир Путин приехал в Туркменистан? 

Владимир Лепехин: Этот визит должен стать знаковым. Официально – главы государств должны обсудить проблемы экономического сотрудничества. Отмечу, что визит Путина в Туркменистан происходит буквально через три дня после его визита в Турцию. А визит в Турцию был срочным, то есть он не планировался на 28-29 сентября – он случился после курдского референдума. В Турции вместе с Путиным присутствовали глава «Газпрома», глава «Росатома», министр энергетики – то есть решались серьезные вопросы, связанные с формированием новой нефтяной и особенно газовой карты региона.

- В начале 2016 года из-за разногласий по цене «Газпром» разорвал 25-летний контракт с «Туркменгазом», действовавший с 2003 года. После встречи Путина и Бердымухамедова стоит ждать каких-то перемен? 

Владимир Лепехин: Безусловно. Потому что возникла новая ситуация. В Курдистане находится одно из крупнейших в мире месторождений газа. Разрабатывать газ сегодня сложней, чем нефть – нефть сегодня гонят через Турцию. Позиции российских компаний в Курдистане очень прочны, несмотря на то, что Курдистан вроде представляет собой потенциальную угрозу для Сирии и Турции – для наших партнеров. Репутация наших компаний там высокая. Там есть глобальные проекты, как эту новую газовую карту составить.

Туркменистан является одним из крупнейших производителей газа – четвертое место в мире по запасам. Но у Туркменистана есть некоторые проблемы в транспортировке своего газа. Он заинтересован в диверсификации, но по сути получателем туркменского газа сегодня является только Китай. В последний год прибыль от продажи газа упала на треть.

Полную версию интервью смотрите в видеоролике.