Фонд защиты прав дольщиков: как это работает

15:33 25/10/2017

25 октября в России начал работу Фонд защиты прав дольщиков. Он будет обеспечивать финансовое покрытие существующих рисков долевого строительства. Застройщики будут вносить в Фонд взносы - 1,2% от цены каждого договора. Если они не перечислят взнос, регистрацию договора могут приостановить.

По новым нормам, у застройщика не должно быть долгов по кредитам, займам, ссудам. Средства Фонда пойдут на завершение строительства домов и компенсации дольщикам. Собственные средства застройщика должны составлять не менее 10% от планируемой стоимости проекта Ежегодные взносы в Фонд могут составить около 10 млрд рублей. Фонд возглавил руководитель Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Плутник.

Застройщик должен иметь не менее трех лет опыта строительства домов площадью не менее 10 тыс. кв. метров. В 2017 году Минстрой зарегистрировал 86 тыс. обманутых дольщиков, в 2007 в году их было более 200 тыс. пострадавших.

«Поймай меня, если сможешь»

Больше всего пострадавших - в Дагестане, Якутии, Самарской области и в Краснодарском крае. Проблемными признаны 830 жилых комплексов. Заморожено или идет с задержками строительство 1592 домов. В Москве - 31 проблемный жилой объект, в Санкт-Петербурге - 34, в Новосибирской области - 47. До конца 2017 года будет достроено 140 объектов, в 2018 году еще около 200 домов.

Один из самых громких скандалов связан с Сергеем Полонским. Его компания не достроила два элитных жилых комплекса. В 2013 году создателя девелоперской компании обвинили в хищении у дольщиков 2,6 млрд рублей.

Как решить проблему обманутых дольщиков, телеканалу «МИР 24» рассказал управляющий партнер Общества защиты дольщиков Денис Бутовичев.

- Сегодня начал работать Фонд защиты прав дольщиков. Что это за структура?

Денис Бутовичев: Фонд защиты прав дольщиков – это публично-правовая компания, которая занимается сбором с каждого застройщика средств с каждого заключенного договора. Если застройщик был признан банкротом, фонд направляет средства на достройку этих объектов. Такое обязательное государственное страхование инвестиций.

- Хватит ли у фонда денег спасти всех, в случае такой необходимости?

Денис Бутовичев: Хороший вопрос. Около 7% объектов долевого строительств являются проблемными. А поскольку средств собирается всего лишь 1,2% с договора, большой вопрос, хватит ли этих средств. Фонд в течение двух-трех ближайших лет будет просто накапливать средства, поскольку за этот срок проблем в принципе не может возникнуть. застройщики закладывают сроки передачи с момента заключения хотя бы год или два. У правительства есть право увеличить размер отчислений. Я думаю, что по результатам аудита, повторной проверки, может быть, какие-то изменения будут.

Задумал кражу - вышла лажа

- Этот фонд поможет дольщикам только в будущем? А что делать с теми, кто потерял деньги несколько лет назад?

Денис Бутовичев: Есть несколько механизмом на сегодняшний день. Во-первых, это страхование. До момента возникновения фонда застройщики обязаны выбирать один из способов обеспечения прав дольщиков, например, страхование гражданской ответственности застройщика. По сути, страхование также происходит за счет дольщика, и эта сумма включается в стоимость квартиры. Это отдельной строкой не пишется, но всем очевидно, что где-то 3% от суммы договора должно идти как страховая часть. Понятно, что за это ухватились все кому не лень, непонятно, какие там вообще были проценты. Сейчас, если банкротиться застройщик, один дом из квартала не достроен, он стоит столько денег, сколько у страховой. То есть все запасы страховой компании уйдут на один дом. Эти взносы не так давно были введены и все кому не лень страховались.

Второй способ обеспечения обязательства – банковская гарантия. Он почти не использовался, но это, на мой взгляд, самый надежный способ. В этом случае банк выступает поручителем застройщика и обязуется либо достроить здание, либо вернуть деньги. Я, правда. не знаю людей, которые получили деньги таким способом.

Полную версию смотрите в видеоролике.

Подписывайтесь и читайте нас в «Дзене».