Настоящий сибиряк: каким был Дмитрий Хворостовский

20:23 26/11/2017

О войне и о солдатах, не пришедших с полей, неповторимо пел Дмитрий Хворостовский.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.  

И он оставил. Знаменитый баритон. Певец мира. Несколько лет он боролся со страшной болезнью. Все знали: опухоль мозга – это неизлечимо. Но сообщение о его смерти все равно стало шоком. Дмитрий Хворостовский – человек, который, несмотря ни на что, всегда оставался самим собой, передает телеканал «МИР 24».

Концерт в Красноярске откладывался несколько раз. Хворостовский уже с трудом ходил. К тому же досадная неудача – накануне вывихнул плечо. Но этим летом он все-таки дал здесь концерт. В театре оперы, откуда начинал.  Этот выход сцену для него был последний. 

В театре хранят его костюмы, фотографии со спектаклей. В Красноярск он приезжал каждый год. И каждый раз, стоя перед театром, особенно зимой, любил глубоко вдохнуть морозный воздух.

«Он сказал: «Вы знаете, в этот приезд у меня было желание  уехать в тайгу и умереть там». А потом говорит: «А, может, я еще поживу». Конечно, мы все понимали, что это прощание, чудо не свершилось», – рассказала Лариса Марзоева. 

В театр Хвороствоский пришел студентом местного института искусств. Частично его судьбу определила запись Шаляпина. Он услышал ее в три года и решил, что будет певцом. Когда был подростком, увлекся рок-музыкой, но опера победила. Отец научил играть на фортепиано, от него достался и баритон. 

Двери на все мировые сцены Дмитрию Хворостовскому открылись после телевизионного музыкального конкурса «Певец мира» в 89-м.  Члены жюри были поражены тембром и тем, как Хворостовский пел длинные фразы на одном дыхании. В тот же год журналист Наталья Чернова записала с ним первое интервью.

«Меня просили сделать сюжет коротенький, а я сделала десять минут и показала Саше Тихомирову, он сказал, что ничего сокращать не будем», – поделилась журналист Наталья Чернова.

Через год после победы в конкурсе посыпались предложения из лучших площадок мира. Венская опера, Метрополитен-опера, Ла Скала – его ждали везде. Хворостовский не боялся экспериментов. В 2009 очередной – оперное пение, проза и эстрадная музыка. Все в одном концерте «Дежавю» с другом Игорем Крутым. 

«Я помню первый раз, когда мы встретились, я был с женой, Игорь спел свое произведение, и у нас были слезы на глазах», – вспоминал Хворостовский.

Концерт на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Хворостовский уже давно не жил в России, но приезжал всегда с особым чувством.

«С самого начала своей карьеры я считал всегда нужным петь перед московской публикой, петербургской публикой – это что-то особенное, отчет что ли. О том, что в моей жизни происходит», – говорил Хворостовский. 

На гастролях его часто сопровождала жена Флоранс. Ее он называл по-своему – Флоша.

«Мы друг у друга учимся постоянно. Наша жизнь очень красивая вдохновенная, дети красивые», – делился Хворостовский.

Два года назад страшный диагноз  – опухоль головного мозга. Но, кажется, красивая жизнь все равно не закончилась. Хворостовский запретил жалеть себя и вообще говорить о болезни. 

«Сила воли была всегда: и на сцене, и в жизни. В Праге я помню, до концерта утром он вставал и шел в бассейн и на фитнес», – вспоминает оперная певица  Динара Алиева. 

Болезнь разрушала его, но не его характер. Через невыносимую боль Хворостовский продолжал выступать.

«Всю жизнь он думал, что делать, чтобы голос звучал. Что надо съесть, когда съесть, сколько поспать. И все было подчинено одной целе: выступить в полную силу. », – рассказал народный артист России, композитор Игорь Крутой.

Каждый концерт  – будто экзамен.  Ни одного проходящего, ни одного для галочки.

«Уже ясно было, что остались считанные дни, часы. Я видел его за месяц на дне рождении. Он общался с друзьями, никакого уныния и жалости к себе. Он был героем: сидел и принимал гостей, и заставлял нас быть спокойными», – рассказал народный артист СССР, дирижер Константин  Орбелян.

Последние дни Дмитрий Хворостовский провел в хосписе. Ушел, немного не дожив до рассвета, в 3.36.

«Спасения быть не могло. Вопрос в другом – продлить и облегчить его состояние. Другого продления быть не могло. Но он очень мужественный человек – он настоящий сибирский характер. Он знал, что умирает», – сказал народный артист СССР Иосиф Кобзон.

Хворостовский завещал кремировать свое тело, похоронить в Москве и родном Красноярске. Он оставил после себя не только музыку. По всему миру ездил с благотворительными концертами. Начал еще до болезни. Когда узнал свой диагноз, продолжил дарить жизнь и надежду онкобольным детям.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.