В марте 2018 года в России пройдут президентские выборы. В них примет участие и действующий глава государства Владимир Путин.
Июль 1996 года: «темная лошадка» президентских выборов России – бывший командующий группировкой российских войск в Приднестровье генерал Александр Лебедь переводит состязание между Борисом Ельциным и Геннадием Зюгановым во второй тур. После первого тура Лебедь получает пост секретаря Совета Безопасности России и призывает своих сторонников голосовать за Ельцина. После победы во втором туре сразу после инаугурации президент отправляется на операционный стол, а секретарь Совета Безопасности начинает переговоры с чеченскими боевиками. Тогда во главе сепаратистов стоял Аслан Масхадов, бывший полковник Советской Армии.
«Я ездил освобождать русских военных. Чеченцы их захватили, арестовали и посадили в яму. А еще мы собрали останки наших солдат на улицах. Их ели собаки. Двадцать гробов», – говорил Григорий Явлинский (в 1994 г. депутат Государственной Думы РФ).
Через несколько недель в августе 1996 года в дагестанском Хасавюрте Лебедь и Масхадов подписывают соглашение о перемирии, российские войска покидают Чечню, сепаратисты получают фактически полную независимость от России. Мир сразу назвали позором для всей России, Александр Лебедь был отправлен в отставку. Но чеченским боевикам этого было мало... Ровно через три года лидеры террористов Шамиль Басаев и Хаттаб организуют наступление на Дагестан. Своих намерений они не скрывают: оторвать от России не только Дагестан, но и весь Северный Кавказ.
«Вот, у нас куда ни сунься – у нас везде Чечня. И не только на Северном Кавказе… Фигурально выражаясь, да? У нас в экономику сунься, там – беда и горе. <…> Посмотрите на наши международные отношения, ну, наши отношения с самым ближним зарубежьем. У нас везде какая-то зияющая дыра – проблема», – заявлял Владимир Путин.
В этот момент так и не оправившийся после операции на сердце Борис Ельцин в мучительных поисках того, на кого он может оставить Россию. Через несколько часов после нападения в Дагестан отправляется премьер-министр Сергей Степашин. Это назначение не помогло: боевики захватили еще несколько плацдармов в Дагестане, федеральные войска несли тяжелые потери. Поэтому премьерство Степашина продлилось всего 90 дней. Спасать Россию отправился новый глава правительства Владимир Путин. Воевать было некому. Как признавался позже Путин, российскую группировку в Дагестан сколачивали буквально повзводно, надергали со всей страны понемножку.
«Я помню, они что-то протягивают шланг с водой в своей части. Мы когда туда заехали, достаточно взрослые были, и относительно сытые омоновцы, которые неплохо одеты, у которых был нормальный зампотыл, тушенкой питаемся. А они еле живые бродят в этой грязи, солдатики, этот шланг протягивают, офицер орет на них срашным матом. А я думаю, мы же с ними будем воевать, это же дети, их жалко ужасно», – вспоминает писатель, участник войны в Чечне Захар Прилепин.
Рядом с кадровыми военными встали жители сел Дагестана, которые покупали автоматы за свои деньги. Они поверили тому, кто взял ответственность за защиту России на себя.
«Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту – в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы в сортире их замочим, в конце концов», – говорил Владимир Путин.
29 декабря 1999 года федеральные войска снова взяли Грозный, из которого с позором ушли после Хасавюрта. Президент России Борис Ельцин записывает традиционное новогоднее обращение к народу. Проходят еще одни сутки. Президент возвращается в Кремль и снова записывает обращение к российскому народу. Совсем непраздничное – сенсация вместо шампанского.
«Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я хочу попросить у вас прощения», – сказал Ельцин.
И следом – обращение исполняющего обязанности президента. «Сегодня в новогоднюю ночь я, как и вы, с родными и друзьями собирался выслушать слова приветствия президента России Бориса Николаевича Ельцина. Но вышло иначе. Обращаю внимание на то, что ни минуты не будет вакуума власти в стране. Не было и не будет. Я хочу предупредить, что любые попытки выйти за рамки российских законов, за рамки Конституции России, будут решительно пресекаться», – отметил Владимир Путин.
После записи этого обращения Владимир Путин вылетает в Грозный поздравить солдат и офицеров с Новым Годом. И.о. президента отговаривали: опасно. Он отмахнулся: я же обещал. Так в ночь на 1 января 2000 года в солдатские палатки вместо Деда Мороза пришел Владимир Путин. А весной он снова в горячей точке. Армия знает Верховного главнокомандующего в лицо.
«Он очень внимательным образом выслушал всю проблематику, которую испытывали войска при столкновении с бандами Хаттаба и Басаева. С ним вместе прилетели люди, которые это все записывали и буквально через неделю мы почувствовали, как то, что мы просили, к нам стало прибывать. Здесь мы почувствовали твердую руку руководителя», – рассказал командующий группировкой войск Минобороны России в Чечне в 1996 г. Владимир Шаманов.
Город за городом, аул за аулом солдаты и офицеры выкорчевывают террористов из горных ущелий Чечни. Вместе с кадровыми военными – чеченцы, те кто поверил Путину. Басаев и Хаттаб рвутся прочь из Чечни, на территорию соседней Грузии. Они знают, что их ждет, если они вернутся.
Вооруженные силы уже в наши дни: одна ракета – несколько уничтоженных целей. Это не слепой обстрел ущелий как в девяностые. Исторические пуски «Калибров» кораблями Каспийской флотилии. По объектам террористов в Сирии из Средиземного моря ударили и подводники – первое боевое применение субмарин в послевоенной истории. Опыт получили летчики и моряки крейсера «Адмирал Кузнецов».
На Ближнем Востоке проверку боем прошла, конечно же, и авиация: удары сверхточными крылатыми ракетами по базам бандитов – такого военные в Чечне в 90-е не видели даже в кино.
«Наибольший эффект по уничтожению бандформирований оказали высокоточные боеприпасы ВКС, различных классов кораблей ВМФ, спектр сил и средств специальных операций, в виде беспилотных летательных аппаратов, робототехнических систем. Это, безусловно, и то оснащение со стороны медицины. Весь этот комплекс не мог появиться на пустом месте», – отметил Владимир Шаманов.
В новой России сложился и новый образ военного: и это уже не щуплый солдат-срочник в бушлате не по размеру. Служить стало вновь престижно. А родину защищать и ее интересы – почетно.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе