Крушение Ан-2 в Нарьян-Маре: какова причина авиакатастрофы

15:53 20/12/2017

В Ненецком автономном округе в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря в результате жесткой посадки потерпел крушение самолет Ан-2. Жертвами авиакатастрофы стали три человека, включая ребенка. По факту случившегося возбуждено уголовное дело. Следствие рассматривает несколько версий крушения, основная – неисправность двигателя. Почему в России часто падают самолеты малой авиации? Об этой проблеме в студии «МИР 24» поговорили с заслуженным военным летчиком России, кандидатом технических наук, генерал-майором Владимиром Поповым.  

- Самолет в аэропорту Нарьян-Мара разбился при взлете. Буквально оторвался от земли, завалился на бок и упал. Это техническая неисправность или другие причины тоже возможны? 

Владимир Попов: Безусловно сейчас говорят о том, что сейчас там три версии рассматриваются, но скорее всего здесь будет все равно основной – это отказ техники. Какой? Это дело другое. То есть, если двигатель не вышел или уменьшил обороты и начал глохнуть, нерасчетно работать, то это одно. Потому что по всей видимости, когда в наборе он начинает плавно разворачиваться в начале, а потом вдруг резко на крыло. Скорее всего, первое – отказ двигателя все-таки. Или нерасчетная работа его наступила и пилот принял решение прекратить взлет, во-первых, поскольку взлет уже произошел. Он решил развернуться и сесть на полосу. И здесь некоторая торопливость. 

Погибли всей командой

- А мог быть отказ в системе управления?  

Владимир Попов: Тоже большая вероятность того, что могло что-то случиться с органами управления.  

- В Нарьян-Марском авиаотряде сообщили, что разбившийся самолет новый. Его приобрели буквально в прошлом году. 

Владимир Попов: Два года назад. Да, они работают уже практически там. Это два самолета ТВС. 2МС так называемые. На основной базе Ан-2.  

- Тот самый знаменитый «кукурузник», который по-новому сделан.

Владимир Попов: Да, отработан, доработан уже глубокой модернизации на одном из предприятий Новосибирска Гос НИИ.  

- Если самолет новый, почему он мог оказаться неисправным? 

Владимир Попов: Если отказ двигателя произошел, тот тут мы ничего не сделаем. Отказы в общем-то в априори мы предполагаем, что любая сложная особенно техника имеет право отказывать. Нет ничего такого, чтобы 100% гарантии техника работала.  

- Но все равно же производитель гарантию дает какую-то. 

Владимир Попов: Вот и будем теперь разбираться. Если все-таки это силовая установка, то, безусловно, докопаемся – почему эта гарантия не сработала.  

- Вот эти модификации – это двигатель импортный? 

Владимир Попов: Двигатель импортный, к сожалению так. Мы сегодня уже делаем свой двигатель пермский моторный завод. Уже почти готов. Есть вариант один, есть второй вариант уже на эти же самолеты такой же категории двигателя по мощности, по габаритам. Но пока еще мы пользуемся самолетными двигателями авиационными  импортными. 

- Если говорить о техническом обслуживании самолетов, как часто производится проверка, техосмотр, обслуживание? 

Владимир Попов: Перед каждым полетом в обязательном порядке проводиться подготовка к вылету. Предполетная подготовка. Существует два понятия – есть ресурс по часам назначенный и ресурс по календарям, как мы говорим, по годам службы. И таким же образом техническое обслуживание осуществляется, то есть если мы «вылетываем» определенные нормы часов. Допустим, 250 часов налетали, в обязательном порядке должен быть внимательный осмотр технический с приборами, с замерами и смена, допустим, фильтров. Если это 500 часов – это мы уже даем в техническую часть. Самолет загоняется, там больше его разбирают, смотрят, тестируют уже достаточно четко все. Там есть специальная карта контрольных проверок, докладов и, соответственно, технического обслуживания, где может замена АМГ произойти, воздушных фильтров, масляных фильтров. Где-то даже может быть трубочки какие-то там, штуцеры меняются – то, что отработало свой ресурс. 

- Катастрофа в Нарян-Маре – это третья катастрофа за два месяца с участием самолетов именно малой авиации. В начале ноября – Амурская область, Ан-2, крушение, на борту было два человека, один из них погиб. 15 ноября в Хабаровском крае при повторном заходе на посадку разбился L410 и там шесть человек погибли, самолет был практически новый. Не много ли катастроф? 

Владимир Попов: Знаете, это наверное стечение обстоятельств. Можно объяснить вполне это. Потому что погодные условия, переходный период – с летнего на зимнюю эксплуатацию. Вот L410, однозначно, погодные условия вредили и повлияли на все действия, которые экипаж потом допустил: и преждевременное снижение, конечно, и касание лесной полосы и так далее. Но это была вынужденная мера, поскольку технические средства обеспечения полета безопасности самолетов на данном аэродроме не соответствовали метеоусловиям. 

- Ранее эксперты говорили, что у нас проблема с малой авиацией потому, что она сейчас в загоне, мало на нее внимания обращают, финансирование бы побольше, техническое перевооружение произвести.  

Владимир Попов: Не надо так говорить, что мы продолжаем летать на том, что уже не должно летать. Нет. Или продляем ресурс. Если соответствует техническим нормам и требования, то почему не эксплуатировать. Есть самолеты, которые летают по 100 лет уже. Отношение к нему другое совсем, конечно. На рейсовых линиях, когда авиация работает, обеспечивая экономические задачи, там надо быть достаточно осторожными с этими полетами.  

В последние 25 лет на малую авиацию вообще не обращали внимание, к сожалению. И мы, конечно, упустили технологические возможности, и подготовку самое главное личного состава, который готовит полеты. Кадровая политика совсем другая.

- Сейчас что можно, что нужно делать для того, чтобы избежать катастроф? 

Владимир Попов: Просто нужно работать над безопасностью полетов. Первое, конечно, нужно работать для того, чтобы ввести в строй новые машины, они уже есть. Самара делает. Давайте его доведем до ума, сертифицирован будет и будет летать на этих же линиях малой авиации. Второе – есть такие же примеры еще, возможность есть. Нужна политическая воля в этом случае. Все-таки принять решение, дать возможность государственным структурам выделить деньги, во-первых, команду такую дать. Выделить деньги именно под целевую программу, связанную с возрождением малой авиации, именно авиации гражданского назначения. И конечно, решить эту проблему можно.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram