«Женщины не были дикими»: востоковед развеяла мифы о Саудовской Аравии

16:49 12/01/2018

В Саудовской Аравии открылась первая автомобильная выставка для женщин. Осенью прошлого года саудовский король подписал указ о праве женщин на вождение автомобиля. Королевство было единственной страной, где им запрещалось водить машину. Будут ли послабления для женщин и дальше? «МИР 24» обсудил это с востоковедом Карине Геворгян.

- Карине Александровна, здравствуйте. Итак, за последние полгода в Саудовской Аравии произошли значительные изменения относительно прав женщин. Им разрешили водить автомобиль, ходить в кино, а сегодня впервые пустили на футбольные матчи. По вашему мнению, с чем связано такое изменение в отношении к женщинам?

К.Г.: Прежде всего, давайте сразу скажем, что мы с вами договариваемся избавиться от давления над нами мифов о мусульманских странах, в том числе о Саудовской Аравии. Потому что эти мифы самые экзотические. В июне 2016 года была принята новая программа развития Саудовской Аравии, которая называется «Видение: 2030». Ее представил наследник престола Мухаммед бин Салман. В соответствии с этой программой в стране действительно активизировались многие изменения. Саудовская Аравия ставит перед собой задачу стать примером, если не для всего мира (на самом деле для всего), то для мусульманского как минимум, будучи страной – хранительницей главных мусульманских святынь. Поэтому многое из того, что в реальности уже имело место, нужно было законодательно закрепить. Безусловно, девочки в Саудовской Аравии получают образование, и это было традиционно с незапамятных времен. Потому что если женщина не умеет читать и писать и не может основы религии объяснить своему младенцу, которого она учит говорить... Поэтому образование – умение читать и писать, понимание богословских основ и так далее – женщинам Саудовской Аравии так или иначе надо было давать. Они не были дикими существами, которые не умеют разговаривать.

- А почему именно сейчас начали закреплять законодательно? Связано ли это с какими-то изменениями в политике?

К.Г.: Это связано с изменениями в общественной жизни, общественном строе. Страна меняется все-таки. Она хочет перейти от зависимости от нефти, чтобы создать более сложную социальную и экономическую инфраструктуру. В реальности женщины принимают участие в социальной жизни Саудовской Аравии. Это так. Но необходимо было это уже проявить. Многие отцы, состоятельные отцы, которые имели возможность дать своим детям хорошее образование, и не только в Саудовской Аравии – и саудовские женщины учились и в США, и в Европе. Поэтому на сегодняшний день они владеют этими навыками. Вы знаете, во времена пророка Мухаммеда автомобилей не было. И необходимости женщинам управлять транспортными средствами тогда просто не было. Плюс ко всему я могу сказать, что женская смертность в тогдашнем мире – не только в мусульманском, а во всем мире – была выше, чем мужская. До ХХ века она была намного выше. И поэтому женщина была высочайшей ценностью, как сказал мне один шейх, наградой для мужчины. Была масса холостяков, кстати, в мусульманском мире. А это же ужасно, что у тебя не может быть потомства... Поэтому женщины береглись как наивысшая ценность. Но сейчас несколько изменилась социальная ситуация – женская смертность ниже, намного ниже, медицина на другом уровне. И женщина принимает участие в жизни общества, семьи. Я рекомендую посмотреть фильм, снятый саудовской женщиной-режиссером о женщинах Саудовской Аравии. Это художественный фильм «Ваджда», прекрасно показывающий реальность такой, какая она есть.

- Предположу, что эти шаги – только начало? 

К.Г.: Да.

- Получается, что это законодательная констатация существующего положения. То есть мужчины отнесутся к этому нормально?

К.Г.: Понимаете, если бы те, кто находится у власти, этого не хотели, это не было бы и актуализировано. Это всего-навсего юридическое оформление уже сложившейся реальности.

- Еще буквально полгода назад Саудовская Аравия оставалась последней страной в мире, где женщинам законом не разрешалось водить автомобиль...

К.Г.: Вы знаете, там есть один нюанс. Саудовская Аравия серьезно конкурирует с Ираном, шиитским Ираном, они очень различны соответственно. В Иране женщина обладает большими правами на самом деле, чем мужчина. Она, например, имеет право работать и имеет право не работать. Это ее личный выбор. А вот с мужчинами так же, как в Советском Союзе, – могут посадить за тунеядство, если он не работает. Это очень серьезный вопрос. Плюс ко всему в Иране кошелек в руках у жены, в Иране женщины получают образование без ограничений, имеют право водить автомобиль и так далее. И даже есть боевые отряды спецназа исключительно женские. Есть в интернете ролики, можете посмотреть. Иран в этом смысле оказался очень развитым, это самое развитое с научной точки зрения мусульманское государство. В этом смысле, я думаю, рефлексия на эту тему в Саудовской Аравии была достаточно глубокой.

- А если говорить о столице и провинции в Саудовской Аравии, не будет ли разного подхода к этим новшествам? Может быть, в провинции более патриархальный склад...

К.Г.: Ну, никто же не навязывает эти новшества. Это право внутри семьи выбирать, сколько свободы давать женщине. Потому что свобода всегда сопряжена с ответственностью. Это тоже надо понимать.

- В итоге, на ваш взгляд, сравняется ли женщина в правах с мужчиной в Саудовской Аравии?

К.Г.: Знаете, я сама из семьи с традиционными устоями, хотя и московской, я не очень понимаю такой постановки вопроса. Существуют ролевые ограничения – социальные ограничения, биологические, - и поэтому говорить о каком-то эфемерном равенстве, равенстве перед чем, равенстве в какой сфере? Я считаю, что это абстрактный разговор, и он не имеет под собой основы по большому счету.

- Многие борцы за равноправие с вами просто не согласятся...

К.Г.: Возможно, это так, но на практике все складывается именно таким образом. Любые права сопряжены с ответственностью. Села за руль, значит, ты точно так же отвечаешь, как и мужчина. Другое дело, что если это общество традиционное, то женщину за нарушение правил или аварию с последствиями нужно помещать отдельно. Ну, она не может в «обезьяннике» сидеть с мужчинами. Вообще важно отметить, что мусульманский мир такой же разнообразный, как и христианский. И принципы шариата адаптированы и к климатическим условиям, и традиционным, которые в том или ином регионе складывались. Поэтому все страны очень разные, и традиции разные. Даже в самой Саудовской Аравии всегда столица Эр-Рияд идет впереди провинции и несколько даже оппозиционно по отношению к провинции. Так везде было. Поэтому как это будет складываться... Главное, не навязывать это через силу.

- Сегодня все больше женщин во власти. Это и канцлер Германии, и британский премьер... Можно долго перечислять. А дальше будет больше?

К.Г.: Вы знаете, были эпохи, когда мы то же самое наблюдали. В том числе и в мусульманском мире известны великолепные женщины-правительницы. Поэтому управленческие способности (а у женщин они есть, потому что женщина в традиционном мире отвечает за внутреннюю часть, как дома все будет, тут муж не вмешивается), если они есть и они эффективны, то половая принадлежность не играет роли. В некотором роде у нас в России, может быть, больше скрытого сексизма, хотя меньше, чем в Европе.

- То есть женщинам в политике место есть. Спасибо.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.