На прошлой неделе боевики в Сирии впервые попытались применить боевые дроны. Не для разведки, а для бомбардировки российских баз в Хмеймиме и Тартусе. Военные сумели защититься, но стало ясно: у террористов появилось опасное оружие, которое они могут использовать по всему миру. Но откуда технология? Кто может стоять за научно-техническим прорывом боевиков? Чем это грозит, и как бороться? Ответы искал корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.
Атака дронов не удалась. Из 13 беспилотников, которые боевики отправили к российским базам, семь сбили зенитным комплексом «Панцирь-С1», остальные перехватили и посадили. Три из них взорвались во время приземления, но другие уцелели.
Минобороны показало трофейную технику – самодельную, и на первый взгляд, примитивную. Однако эксперты уверены: кустарям помогали профессионалы.
«Используемые для производства подобных беспилотников комплектующие – двигатель, рулевые машинки, аккумуляторные батареи – можно приобрести по отдельности в свободной продаже. Однако сборка и применение их в единой системе представляет собой сложную инженерную задачу, требующую специальной подготовки, знаний в различных наукоемких областях и практического опыта создания подобных аппаратов», – сообщил начальник Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов Генштаба ВС РФ Александр Новиков.
На дронах стояли двигатели от обычных мотокосилок и веломопедов, но их серьезно доработали. Для точного сброса боеприпасов нужны были специальные компьютерные программы, надежная радиоэлектроника и спутниковая навигация.
«Координаты, заложенные в программах управления беспилотниками, по точности превышают общедоступные данные, которые можно получить, например, в интернете», – отметил Новиков.
Вопросы вызывают и боеприпасы. По данным экспертов, их основа - взрывчатое вещество тэн, или пентрит, которое мощнее гексогена. В самодельных бомбах же было по 400 граммов взрывчатки. И каждый дрон нес по десять таких зарядов.
«Указанное взрывчатое вещество производится рядом стран, в том числе на Украине на Шосткинском заводе химических реактивов. Оно не может быть изготовлено в кустарных условиях или извлечено из других боеприпасов», – добавил Новиков.
Сирия.
Место, откуда были запущены беспилотники, установили. Оно находится в провинции Идлиб и формально контролируется турками. Москва и Анкара эту ситуацию уже обсудили – Путин говорил по телефону с Эрдоганом.
«Уверен, что ни турецкие военные, ни турецкое руководство, турецкое государство не имеет к этому инциденту никакого отношения. Там провокаторы были. Но не турки. И мы знаем их, кто они такие. Знаем, сколько и кому они платили за эту провокацию», – заявил Путин.
Российский президент рассказал и о целях атаки.
«Это тоже провокации, направленные на срыв ранее достигнутых договоренностей. Вторая цель -это, конечно, наши отношения с партнерами. И с Турцией, и с Ираном. Тоже попытка разрушить эти отношения», – сказал глава государства.
А вот самих провокаторов напрямую не назвал. Но при этом Минобороны сообщило: в ночь на 6 января между Тартусом и Хмеймимом курсировал американский разведывательный самолет «Посейдон». Как раз во время атаки дронов, которым, так уж совпало, требовалась координация.
«Их нужно развести так, чтобы они друг другу не мешали, чтобы один был выше, другой ниже, третий еще где-то, чтобы они не столкнулись в воздухе, чтобы на них не действовали потоки воздуха, потому что на разных высотах разные потоки воздуха, ветер. Сидел оператор, который руководил этим всем, и он видел на своем компьютере или на экране локатора, как летят эти дроны, и куда они летят», – прокомментировал военный обозреватель, полковник в отставке
Беспилотники боевики использовали и раньше, но только для разведки. Дроны-камикадзе имеют свои особенности.
«Радиус действия здесь ограничен исключительно запасом топлива. Весь полет его происходит в режиме радиомолчания, то есть обнаружить его сложнее», – сказал главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
Групповые запуски особо опасны. Возможности взаимодействия беспилотников, пусть и не боевых, показала одна из западных IT-компаний, подняв в небо одновременно тысячу аппаратов. Террористы пока ограничились 13, но так или иначе доступ к технологии они уже получили.
«Масштаб этой угрозы не ограничивается границами Сирии. Аналогичные смертоносные дроны могут быть применены террористами и в других странах. И не только в отношении военных объектов», – заявил официальный представитель Министерства обороны РФ Игорь Конашенков.
Впрочем, российские силы ПВО и радиоэлектронной борьбы со своими задачами справляются. Более того, на подходе новые средства защиты – такие как пассивный когерентный локационный комплекс (ПКЛ). Он предназначен для охраны особо важных объектов. Помимо прочего, может обнаруживать и сопровождать малогабаритные аппараты на предельно низких высотах в населенных пунктах. Следит скрытно: использует существующие телевизионные сигналы и фм-вещание. Еще одна разработка – противодроновое ружье РЕКС.
«Средство подавления видео, радио, спутниковой связи. Так же есть воздействие оптическое. Есть стробоскоп, и есть лазер для применения в ночное время. Достаточно легкое, интуитивно понятное управление», – рассказал первый заместитель директора компании-производителя Станислав Гулак.
При нажатии на спусковой крючок спутниковый сигнал глушится в радиусе пяти километров. Дрон тут же становится неуправляемым и садится. Самое главное – увидеть беспилотник. Но изделие модульное, при желании на нем можно установить и оптический прицел.
Меры принимают и в самой Сирии. Накануне российские военные нашли и уничтожили тех самых боевиков, которые запустили беспилотники на Тартус и Хмеймим, вместе с их мини-заводом и складом. Применили высокоточный артиллерийский снаряд «Краснополь». Это корректируемый боеприпас с головкой самонаведения, который использует лазерную подсветку. Выбор оружия явно не случаен. Россия показала, что готова к неприятным сюрпризам. И в ответ может сама удивить своего врага.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе